Банк – это учреждение,
которое, как, наверное, многим известно, является коммерческой
организацией. То есть цели деятельности любого банка подчинены, прежде
всего, получению прибыли. И чем она больше, тем эффективнее банк
работает. Банк не склонен заниматься благотворительной
деятельностью, если это не совпадает с главной целью его создания – прибылью.
n Банк – это
финансовое учреждение, лицензируемое государством. Его главной
функцией является прием денег во вклады и выдача кредитов. Множество других
финансовых функций было открыто со временем. Например, банки являются важными
игроками финансовых рынков и предлагают финансовые услуги, такие как
инвестиционные фонды.
n Уровень
государственного регулирования банковской отрасли имеет большое разнообразие, от Исландии, Великобритании
и США, имеющих относительно незначительное регулирование банковского сектора,
до стран, наподобие Китая, имеющих более суровое регулирование (включая
строгие правила по уровню резервов).
n Но есть такие банки, которые с одной стороны, вроде, банки, а с
другой стороны – то ли межправительственные организации, то ли
политические организации крупного международного капитала, которые и
тайно, и явно преследуют свои эгоистические, корыстные цели. Цели их далеки
от того, что заявлено в названиях банков, в уставных документах или в
рекламных кампаниях по подписке на членство. Они чаще всего организованы как
акционерные общества.
n Вряд ли кто из
вас, наверное, встречал акционерные общества, с объединенным по подписке
капиталом, которые занимаются благотворительностью. Они, скорее, исключение
из правил. Вот крупнейшие из них:
Международный Банк Реконструкции и Развития
(МБРР)
n Мировой
банк – это целая группа учреждений различного свойства, каждая из которых
усиливает и дополняет работу Мирового банка (или Всемирного, как его иногда
называют, имея в ввиду всю группу учреждений объединенных под его крышей) в
его трудной работе помощи бедным и отсталым странам на совершенно
благотворительной, казалось бы основе.
n Целями Банка
являются:
n (i) Помогать реконструкции
и развитию территорий членов путем содействия инвестированию капитала для
производительных целей, включая реконструкцию экономик, уничтоженных или
разрушенных войной, перевод производственных мощностей на нужды мирного
времени и стимулирование развития
производственных мощностей и ресурсов в менее развитых странах».
n МБРР – (a) Уставный
капитал Банка должен составить
10 000 000 000 долларов США по
курсу и содержанию на 1 июля 1944 года. Размер капитала должен быть разделен
на 100 тысяч акций (долей)… Оплата общей суммы подписки на акции должна быть
осуществлена золотом или долларами США и валютой стран-членов следующим
образом:
n (i) согласно
Разделу 5 (i) данной Статьи, 2% цены каждой из акций должны подлежать оплате золотом
или долларами США и когда требование о погашении подписки сделано,
оставшиеся восемнадцать процентов должны быть уплачены в валюте страны-члена;)» каждая по 100 тысяч долларов США…»
n Для покупки хотя
бы одной акции страна должна была сразу выложить 2000 долларов золотом или
долларами США, причем по курсу на 1 июля 1944 года. Это значит, что страна,
пожелавшая вступить в члены акционерного общества «Мировой Банк»,
предварительно вступив в члены акционерной компании «Международный Валютный
Фонд»
Международный валютный фонд (МВФ)
n «Статья I. Цели создания
Целями создания
Международного Валютного Фонда являются:
(i) создать благоприятные условия
для международного денежно-кредитного сотрудничества через постоянно
действующее учреждение, которое предоставляет механизм для консультаций и
взаимодействия по международным денежно-кредитным проблемам».
n «(ii) помочь в расширении
сбалансированного роста международной торговли и тем самым оказание
содействия в создании благоприятных условии и поддержании высокого уровня
занятости и реальных доходов, и в разработке производительных ресурсов всех
стран-участниц в качестве важнейших целей экономической политики».
Международная ассоциация по развитию (МАР)
n МАР (далее –
«Ассоциация») создана и должна действовать в соответствии со следующими
положениями: [Вступившими в силу 24 сентября 1960
года, то есть с момента ее создания]
«Статья I: Цели создания
Целями Ассоциации являются
содействие экономическому развитию, увеличению производительности и, тем
самым, росту уровня жизни в менее развитых регионах мира, входящих в число
членов Ассоциации, в частности, путем предоставления финансовых
средств для удовлетворения их жизненных потребностей развития на
условиях, которые являются более гибкими и менее тяжело сказываются на
платежных балансах, чем обычные кредиты, содействуя
таким образом целям развития, заявленным Международным Банком Реконструкции и
Развития (далее именуемым «Банк») и
дополняя его деятельность.
n Ассоциация должна руководствоваться в своих решениях положениями данной Статьи».
Международная Финансовая Корпорация (МФК)
n «Статья I: Цель создания
n
Цель Корпорации состоит
в содействии экономическому развитию посредством стимулирования роста
производительных частных предприятий в странах-членах, в частности в менее
развитых регионах, дополняя таким образом
деятельность МБРР (далее называемого «Банк»). При
выполнении этой задачи Корпорация должна:
(i) совместно с частными инвесторами помогать в финансировании
создания, улучшения и расширения производительных частных предприятий,
которые внесли бы вклад в развитие своих стран – членов Корпорации
посредством осуществления инвестиций, без гарантии возврата средств от
правительства страны-члена, объекта инвестиций, в тех местах, где отсутствует
достаточный частный капитал по обоснованным причинам; (ii) добиваться сближения
возможностей инвестиций, местного и иностранного частного капитала,
а также опытного менеджмента; и
(iii) искать стимулов и помогать создавать условия, благоприятные
для притока частного капитала, местного и зарубежного, в
производительные капиталовложения в странах-членах».
Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ)
n «
Статья 1. Создание и статус Агентства
n (a) Настоящим документом создается
Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (далее – Агентство).
n (b) Агентство должно обладать
полномочиями юридического лица и в
частности, возможность:
n (i) заключать контракт;
n (ii) приобретать и распоряжаться
движимым и недвижимым имуществом; и
n (iii) устанавливать юридические
процедуры».
n [Конвенция
об учреждении МИГА подписана в Сеуле 11 октября 1985 года. Претендовать на
гарантии МИГА могут частные фирмы и граждане, не зарегистрированные в стране,
в которую направляются инвестиции…
n (a) Членство в
Агентстве должно быть открыто для всех членов Банка [МБРР] и для Швейцарии».
n Функциональные
и целевые организации, созданные под
покровительством МБРР и МВФ (Группа Мирового Банка) создали глобальный механизм
работы с финансами, всеми финансовыми ресурсами мира. И одновременно с этим
формировались территориальные «филиалы» МБРР, продвигавшие интересы
американского доллара и американских транснациональных корпораций от
континента к континенту. Сначала ближайшие соседи, затем - остальной мир. Эти Банки имели сходные
уставы и названия с ключевым словом.
n Назовем главные
из этих банков по хронологии появления на свет.
Межамериканский Банк Развития (МАБР), 1959
Соглашение о
создании МАБР вступило в силу 30 декабря 1959 года.
n Раздел 1.
Цель. Целью Банка должно быть содействие
ускорению процесса экономического и социального развития региональных
развивающихся стран-членов, по отдельности и коллективно.
n Раздел 2. Функции. (a) Для реализации своей цели Банк
должен иметь следующие функции:
n (i) содействовать инвестированию
государственного и частного капитала для целей развития;
n (ii) использовать собственный капитал,
средства, привлеченные им на финансовых рынках, и другие доступные источники
для финансирования развития стран-членов, отдавая приоритет тем кредитам и
гарантиям, которые будут способствовать наиболее эффективно их экономическому
росту;
n (iii) стимулировать частные инвестиции в
проекты, предприятия и деятельность, способствующие экономическому развитию и
дополнять частные инвестиции тогда, когда частный капитал отсутствует по обоснованным причинам или
условиям;
n (iv) сотрудничать со странами-членами
для того чтобы ориентировать политику
их развития в направлении наилучшего использования их ресурсов, способом
согласующимся с целями превращения их экономик в более взаимосвязанные и поощрения правильного роста внешней
торговли; и
n (v) предоставлять техническую помощь для
подготовки, финансирования и реализации планов и программ развития, включая
исследование приоритетов и формулирование предложений по специальным
проектам».
Африканский банк развития (АфБР),
1963
Статья 1 Цель. Целью Банка должно быть содействие
устойчивому экономическому развитию и социальному прогрессу его региональных
членов по отдельности и совместно.
Статья 2 Функции. 1. Для реализации своей цели Банк должен
обладать следующими функциями:
a. Использовать ресурсы, имеющиеся в его распоряжении для
финансирования инвестиционных проектов и программ, связанных с экономическим
и социальным развитием его региональных членов, отдавая особый приоритет:
i. Проектам или программам, которые по своему характеру или
масштабу каются нескольких членов; и
ii. Проектам или программам, направленным на то, чтобы сделать
экономики его членов все более взаимосвязанными и осуществлять организованное
расширение их внешней торговли;
b. Предпринимать или участвовать в отбору, изучении и подготовке проектов, предприятий и
мероприятий, содействующих такому развитию;
c. Мобилизовывать и увеличивать в Африке и за пределами Африка
ресурсы для финансирования таких инвестиционных проектов и программ;
d. В целом, содействовать инвестициям государственного и
частного капитала в Африке в проекты или программы, направленные на
содействие экономическому развитию или социальному прогрессу его региональных
членов;
e. Предоставлять такую техническую помощь, какая может быть
необходимой в Африке для изучения, подготовки, финансирования и выполнения
проектов развития или программ;»
f.
Азиатский банк развития (АБР), 1966
Статья 1. Цель. Цель
Банка должна состоять в стимулировании экономического развития и
сотрудничестве в регионе Азии и Дальнего Востока
(здесь и далее – «регион») и обеспечении ускорения процесса экономического
развития развивающихся стран-членов в регионе, сообща и по отдельности.
Где бы ни использовался в данном Соглашении термин «регион Азии
и Дальнего Востока» и «регион» он должен
охватывать территории Азии и Дальнего Востока, включенные в сферу
действия Комиссии ООН по Азии и Дальнему
Востоку".
«Статья 2 Функции. Для
выполнения своей цели Банк должен обладать следующими функциями:
(i) стимулировать инвестиции частного и государственного
капитала в регионе для целей развития;
(ii) использовать ресурсы, имеющиеся в его распоряжении, для
финансирования развития развивающихся стран-членов в регионе, отдавая
приоритет тем региональным, субрегиональным, а также национальным проектам и
программам, которые будут содействовать наиболее эффективно сбалансированному
экономическому росту в регионе в целом, уделяя особое внимание нуждам малых
менее развитых стран-членов в регионе;
(iii) удовлетворять запросы от стран-членов в регионе для
помощи им в координации их политики и планов, имея в виду достижение лучшего
использования их ресурсов, делая их экономики более взаимосвязанными и
способствуя расширению их внешней торговли, в частности, внутрирегиональной
торговли;
(iv) предоставлять техническую помощь при подготовке,
финансировании и реализации проектов и программ развития, включая разработку
специальных предложений по проектам;
(v) сотрудничать таким образом, как
Банк может считать приемлемым в рамках данного Соглашения, с ООН, ее органами
и вспомогательными структурами...
Европейский банк развития (ЕБРР), 1991
«1. Цель Банка состоит в
том, чтобы, внося вклад в экономический прогресс и реконструкцию,
содействовать переходу к открытой
экономике, ориентированной на рынок, а также развитию частной и
предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы,
приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной
экономики и проводящих их в жизнь. Цель Банка может также достигаться в
Монголии на тех же самых условиях. В этой связи любая ссылка в настоящем
Соглашении и приложениях к нему на «страны Центральной и Восточной Европы»,
«страны из Центральной и Восточной Европы», «страна-получатель (или
страны-получатели)» или «страна-получатель, член Банка (или
страны-получатели, члены Банка)» относится также и к Монголии».
«Статья 2: Функции. 1. Для достижения на долгосрочной основе своей цели по содействию
переходу стран Центральной и Восточной Европы к открытой экономике,
ориентированной на рынок, и по развитию частной и предпринимательской инициативы
Банк оказывает содействие странам-получателям, членам Банка в осуществлении
структурных и отраслевых экономических реформ, включая демонополизацию,
децентрализацию и разгосударствление (приватизацию), чтобы помочь экономике
этих стран полностью включиться в мировую экономику путем:
(i) содействия через частных и иных заинтересованных инвесторов
налаживанию, совершенствованию и расширению продуктивной, конкурентоспособной
и частнопредпринимательской деятельности, в частности, малым и средним
предприятиям; (ii) привлечения
внутреннего и иностранного капитала, а также управленческого опыта для
достижения цели, указанной в пункте (i);
(iii) содействия продуктивным инвестициям, включая инвестиции в сферы
услуг и финансов, и в соответствующую инфраструктуру, когда это необходимо
для поддержки частной и предпринимательской инициативы, способствуя тем самым
созданию конкурентной среды и повышению производительности труда, уровня
жизни, а также улучшению условий труда;
(iv) оказания технического содействия в подготовке, финансировании и
осуществлении соответствующих проектов, как отдельных, так и в рамках
специальных инвестиционных программ;…
Глобальная система финансов, созданная США в интересах доллара
и своих ТНК, обеспечила полный контроль над движением мировых финансов, сбор
данных о состоянии финансов всех стран
и извлечении доходов из экономик всего мира в пользу доллара и других
«свободно обращающихся валют». А доли капитала, каковы они в этих банках для
акционеров?
такое распределение капитала Банка и его учреждений между странами-членами безусловно указывает на доминирующую, главенствующую
роль США и в их создании, и в управлении ими. Достаточно сравнить
суммарную долю в капитале стран Западной Европы, наиболее лояльных США, с
долей самой Америки. Они сопоставимы. И все эти годы оставались лояльными
Соединенным Штатам. Канада, Австралия, Новая Зеландия и Япония также всегда
двигались в русле американской политики. Поэтому фактическая доля капитала Банка
и его учреждений в распоряжении США всегда была более двух третей. Стоит
добавить, что капитал, заявленный при учреждении, к примеру
Мирового Банка, по состоянию на сегодняшний день выкуплен лишь на 6,5%.
Но это не мешает Банку вести операции по всей планете уже целых 60 лет
Теперь смотрите на доли США и их помощников в уставном капитале
«банков развития» по состоянию на 2008 год. По четырем имеющимся
банкам заявленный уставный капитал 188,7 миллиардов долларов. Оплаченная его
часть составляет в сумме 10,7%. Главенствующая доля акций в руках США,
Западной Европы и бывших английских колоний. В клубе богатых добавились еще
Япония. Эти страны в основном получают львиную долю доходов от коммерческой
деятельности банков развития. Продажа своих государственных долгов поставлена
на поток.
НА
ЧТО ЖЕ ТРАТЯТ СВОИ ДОЛГИ «РАЗВИВАТЕЛИ» БЕДНЯЦКИХ СТРАН?
Почему «банки развития» продают государственные долги?
Потому что лишние деньги негде взять?
Тогда можно занять в долг у собственных налогоплательщиков в
развитых странах, а выплату этих долгов переложить на бедные страны, которым
и «продать» эти долги в виде кредитов и грантов.
Чем более страна развита, тем быстрее и масштабнее растут ее
долги.
А неоплаченные затраты в ВВП – это и есть государственный долг.
Прежде всего сюда входят затраты на войну и военную
промышленность, инфраструктурные отрасли, которые не создают новой стоимости,
а увеличивают затраты народного хозяйства в целом. То же относится к отраслям
нематериального производства (здравоохранение, образование, культура, наука,
спорт и прочие).
А кто больше всех ведет войны и тратит денег на военные заказы
для своих корпораций?
Наращивание военных расходов и участие во Второй
мировой войне плюс другие социальные программы в период президентства
Ф.Д.Рузвельта и Трумэна в 1930-х и 1940-х вызвали шестнадцатикратный рост
долга с 16 миллиардов в 1930-м до 260 миллиардов долларов в 1950 году. После
этого периода рост долга точно соответствовал
темпу инфляции, когда он утроился в размере с 260 миллиардов долларов
в 1950-м до почти 909 миллиардов
долларов в 1980 году. Номинальный долг в долларах вырос
вчетверо в период президентства Рейгана и Буша с 1980 по 1992 год, и оставался около
этого уровня к концу президентства Клинтона
2000 году. Совсем недавно долг увеличился с 5,6 триллионов до 9,9 триллионов долларов в
период президентства Джорджа В.Буша с 2000 по 2008 год и прежде всего пришел в движение атакой на США «9/11» и войной в
Ираке. Долг в настоящее время, как прогнозируется, удвоится при президентстве
Обамы до уровня близкого к 100% от ВВП (2008 год).
Прочие развитые страны следуют той же схеме. Они развивают
нематериальные сектора своих экономик, инфраструктуру, а платят за это, то
есть за их твердую валюту в кредитах, развивающиеся страны.
Именно эти долговые доллары, наполненные словно мякиной,
шли на финансирование мелких и глобальных проектов, на выкуп акций банков
развития, фондов, агентств, корпораций, на скупку реальных активов и
недвижимости за рубежом. В результате внутренние долги США волшебным
образом превращались в долги всего мира самим США только по той причине,
что пустой, долговой доллар самоназначился мировой резервной валютой.
«Материальным» обеспечением этой валюты была до последнего времени военная
мощь США, их военное присутствие во всех регионах и военных блоках, купленная
опять-таки на эти метафизические доллары. Организационное обеспечение
господства доллара – это сеть межправительственных банков, в которых США
является главным акционером.
Не нужно никаких фильмов ужасов про вампиров. Вот они, одни
пьют кровь других, заражая их экономики таким же паразитизмом, убивая всякую
возможность на сбалансированное, как они говорят, гармоничное развитие этих
стран и регионов. Вот такого качества деньги США дают в долг. Понятно, что
недалеко от них и СДР, бумажное золото МВФ. Выстраивается какая-то долговая
пирамида. Государство США берет
в долг у своих граждан (из будущих
налогов), дает эти деньги в долг ФРС. ФРС раздает эти деньги в долг банкам
Федеральной Резервной системы и другим, кто входит в нее. Эти долговые деньги
начинают свой цикл обращения по всему миру. Пирамида долгов растет и растет.
Структура кредитной помощи банков «развития» бедным и
развивающимся странам планеты. Для начала – Международный банк реконструкции
и развития, он же «Всемирный Банк» (как его иногда переводят на русский
язык с неким суеверным почтением).
Структура кредитной помощи банков «развития» бедным и
развивающимся странам планеты. Далее, Латинская Америка. Здесь – Межамериканский
банк развития
Структура кредитной помощи банков «развития» бедным и
развивающимся странам планеты. Далее Африка – Африканский банк развития.
Разнообразия не прибавилось. Чем больше дают кредитов на развитие
инфраструктуры, тем глубже вязнет континент в долгах без развития собственной
промышленности и сельского хозяйства.
Структура кредитной помощи банков «развития» бедным и
развивающимся странам планеты. Теперь– Азиатский
банк развития. Развиваем инфраструктуру? Особенно, транспортную. Значит создаем условия для массированного вывоза продукции
сельского хозяйства и промышленности.
Вот, к примеру, куда, в какие проекты вкладывал Всемирный Банк
свои долговые «кредитные» средства по всему развивающемуся миру в течение
первых 20 лет своей активной работы (с 1948 по 1968 годы). Вовсе не в
развитие реального сектора, а в развитие инфраструктуры, в которой транспорт
занимал ведущее положение. Цель состояла в строительстве современных
транспортных скоростных каналов для вывоза сырья и продукции из
развивающегося мира. Только развивающийся мир по существу так и остался в
этом положении. Развились по-настоящему только развитые страны.
Продолжаем о структуре кредитной помощи банков «развития»
бедным и развивающимся странам планеты. Далее – Европейский банк
реконструкции и развития. Вполне себе современная развивающая политика,
развивающая такие условия для этого банка, чтобы вывоз сырья и товаров из
этих новых свободных стран стал максимально облегченным.
Каков же итог помощи
этих банков?
1. В странах-заемщиках растут и накапливаются
непокрытые затраты, то есть средства на функционирование инфраструктурных
отраслей и социальных услуг, которые можно компенсировать только из доходов
предприятий реального сектора экономики.
2.«Помощь в развитии» и
содействии экономическому росту становится кабалой. Вместо реальных
денег заемщики получают чужие долги. К собственным долгам прибавляются американские, европейские, японские и т.д. И всех их
должна оплатить очередная страна-должник.
3.Развитие сводится к развитию
американских (европейских, японских, корейских) транснациональных банков и
корпораций (ТНБ и ТНК), которым «банки развития» прокладывают дорогу к
групповому грабежу бедных и пока еще не очень стран третьего мира.
4. Вся система мировых финансов построена
на «порченной монете». Наиболее яркие
представители таковых – доллар, евро, фунт, йена и СДР. Система
закреплена целой сетью международных соглашений – они же мировые банки
развития, в которых главным акционером являются США и их «евро-фунтовые» и прочие партнеры. СДР, доллар, евро – это
растущая мировая фикция резервов стоимости для расчетов и платежей. Их
оплачивают валюты так называемых «бедных стран». Их долги растут прямо
пропорционально росту «помощи» от банков развития, агентств, ассоциаций и
корпораций.
5. Особая вина лежит на военных
корпорациях. Они ускоряют крах мировой экономики. Масштабы их производственной деятельности
колоссальны, как и их разрушительный
для всего мирового хозяйства паразитизм.
В молодых странах-заемщиках, пообщавшихся с 1991 года с ЕБРР, растут
и накапливаются непокрытые затраты - средства на функционирование
инфраструктурных отраслей и социальных услуг; их можно получить только из
доходов предприятий реального сектора экономики. Поэтому состояние
текущих счетов некоторых из этих стран всего за 10 последних лет стали
отрицательными.
Вот почему состояние текущих счетов некоторых из этих стран
всего за 10 последних лет стали отрицательными даже еще до начала мирового
финансового кризиса 2008 года.
Банки, продают
государственные долги как деньги.
Один долг «вкладывается внутрь» другого долга и в таком виде
существует в качестве кредитных средств, представляющих «сильную валюту». А
сила ее – в обмане. Мир стал огромной долговой экономикой
Подумайте, нравится ли Вам, когда у Вас из кармана каждую
секунду тянут деньги под тем предлогом, что якобы экономика Вашей страны
хилая и валюта слабая?
К сожалению, ситуация всеобщего надувательства, устроенная
Всемирным Банком и МВФ неразрешима, поскольку акционеры этих банков –
правительства стран, входящих в МБРР и МВФ. И сращивание международной
финансовой бюрократии с национальными правительствами препятствует любым
разумным переменам и реакционное по сути.
Но перемены
настолько неизбежны, что сопротивление им только усиливает их напор. Средство
– революция без насилия.
Эта Революция – поистине небывалое преобразование общественной
жизни (прежде всего в производстве, в технологиях, организации производства),
которое делает почти все существующие идеи – политические, философские,
идеологические, нравственные, культурные, научные – настолько устаревшими,
что новые Производительные Силы просто сметают их. И нет больше места «вечному капитализму». «Насилие» при
этом определяется сопротивлением тех сил, ставших консервативными, отсталыми, которые
хотят оставить все без изменений вовсе.
|