|
Планомерность движения Человека и Среды -
Ключевые слова - планомерность и пропорциональность.
Капиталистический способ производства ограничен мировоззрением частного собственника. Масштаб производства и обмена как мировых хозяйственных процессов не просто недоступен, а противоречит пониманию "глобального мещанина" как о собственном частном производстве прибыли, так и о его месте в глобальном мировом хозяйстве.
Самые гигантские на сегодня корпорации частного или государственного капитала при всем их могуществе и размерах все равно остаются фрагментами мирового хозяйства и в целом действуют противоречиво и хаотично (неважно, речь о масштабах страны, территории или планеты в целом). В частностях - планомерно, в целом - бестолково, согласно народной поговорке "у денег глаз нету".
Даже если корпорации и обслуживающие их правительства пытаются осваивать планомерность, или осуществление своей деятельности по плану, то соблюдение правильных пропорций своего хозяйства в глобальном контексте им недоступно по определению. Если говорить точно, то "планомерность продаж", к примеру, это не то же самое, что планомерность и соблюдение пропорций воспроизводства человеческого сообщества в целом. В "продажах" нет места социальным расходам, жизни человека вообще. Только прибыль.
Точто так же как попытка пропорциональности в функционировании инфраструктуры и нематериального производства, организованное силами государственного аппарата на средства налогов граждан, не то же самое, что страсть расходовать бюджет на производство оружия и создание новых должностей для чиновников, обусловленные паразитизмом любого государственного аппарата.
Частный интерес чиновника никогда не совпадал с интересами общества и не станет всеобщим интересом. Чиновник или политик скорее готовы продаться частному капиталисту за конкретные отступления от общих правил и законов в пользу корпораций, чем организовывать работу транспорта, связи, энергетики, инженерных структур, а также образования, здравоохранения - для всего общества за умеренное вознаграждение.
В материальном производстве капитал может получить прибыль, так как там создается новая стоимость экономики. В инфраструктуре и нематериальном производстве эта стоимость расходуется.
Государства существуют за счет налогов и продаваемых ими обещаний расплатиться из карманов граждан, называемых государственными долгами.
Государства же отвечают за формирование денежной системы, за производство денег и организацию их оборота в стране и в мировом хозяйстве. Тем не менее несмотря на всемирность деятельности и технический уровень корпораций и обслуживающих их правительств им не удается разрешить главного противоречия мещанского способа производства -
Неспособность превратить отрасли работающей инфраструктуры и нематериального производства в источник прибыли.
Даже если у корпораций одной страны или группы стран есть возможность продавать свои услуги другим странам, для мировой экономики в целом услуги инфрструктуры и нематериального производства (или социальные услуги) являются затратами и должны откуда-то возмещаться. В таком мировом контексте выходит, что всегда одна группа стран финансирует работу и развитие своей инфраструктуры и нематериального производства за счет других стран. В том числе путем продажи своих государственных долгов в качестве "кредитов" бедным или развивающимся странам.
Пропорции мирового хозяйства нарушены и продолжают нарушаться все больше. Доля материального производства, как и доля занятых в материальном производстве (сельское хозяйство, промышленность, строительство и добыча ископаемых), неуклонно сокращается в большинстве стран.
Если все общества будут продолжать наращивать производство услуг всех видов с одновременным финансированием их государственными долгами или внешними кредитами, то мир ждет всеобщее банкротство. Производить товары некому, все заняты обслуживанием друг друга.
Получается интересная картина. Среда, созданная и развиваемая усилиями всего общества, существует даже вопреки стараниям частного и государственного капитала, - объективно. Однако из-за разобщенности частных интересов ни капитал, ни государство не могут осознать искусственную Среду как целостное явление, как искусственную оболочку и среду обитания для совокупного Человека. В действительности, вопреки законам мещанского способа производства, Среда и Человек движутся, развиваясь в противоречивом единстве.
Незримо, миллионами рук, ног, глаз, интеллектов человек старается изо всех сил поддерживать пропорциональность и планомерность развития общественного производства, стремится вырваться из тесных пут мещанской погони за прибылью от производства, от продаж. Все труднее сопротивляться той среде вырождения, которую пытается взрастить глобальный мещанин. Экономический паразитизм, неравномерная напряженность производства, обмена и потребления все острее выступают в мировом хозяйстве. По тем же причинам -- мировоззрение собственника противостоит всеобщему интересу.
На уровне семьи, к примеру, все понятно. Обособленная хозяйственная единица общества рассчитывает только на себя, на свои силы и ресурсы, если не склонна к воровству. Планомерность и пропорциональность изначально свойственны ее жизнедеятельности, действуют как бы сами собой. Семья не раздроблена на частные фрагменты, а существует как целое.
Община в данном контексте способна на то, что недоступно буржуазному способу производства: преодолеть отношения и само понятие собственности. Планомерность и пропорциональность в зачатках уже есть в нынешнем способе производства. Надо только придать им всеобщий характер. Собственность, как глупость, сама отомрет.
|