|
Потребности духовного развития -
Если разум спит, если дух пуст, то нечего развивать. Пустота духовная, скудость образования и культуры - почва для деградации умственной, нравственной и прочей... От "частичного" человека эпохи - наемного работника - большего не требуется, чем быть винтиком буржуазной машины для производства прибыли. Капиталиста нисколько не заботит духовный рост или интеллектуальный прогресс рабочей силы, которую он нанял. Только в том случае, когда это увеличивает прибыль.
Человеку "цельному" времен победившей Общины нужен весь мир во всем его многообразии. Интерес к миру не связан больше с глупой погоней за прибылью, исходит изнутри, как одна из первейших потребностей - желание знать, понимать, предвидеть, помогать себе и другим с помощью добытого и переработанного знания.
Материальное и духовное в развитии человека больше не противостоят друг другу. Материальные проблемы первого уровня (жилье, еда, одежда) решены - теперь духовные все больше выходят на первый план и становятся важнейшей частью жизни человечества. Потребность непрерывного образования, которая стимулирует постоянный рост могущества производительных сил; и рост производительных сил, требующих еще большей интеллектуальной отдачи человека, расширения его научного, культурного, философского взгляда на мир.
Закон роста духовных потребностей находится в неразрывном единстве с двумя законами - непрерывности образования и взаимосвязанного с образованием - непрерывного роста мощи производительных сил.
Культурное, научное, интеллектуальное развитие. На стыке профессий, наук, дисциплин, сфер деятельности, все больше, все многообразнее. Раскрывается потенциал каждого человека. Цепная реакция - потребности-способности-новые потребности - теперь неудержима.
Община. Больше нет нужды продавать себя, покупать других, эксплуатировать кого-то. Кроме собственного желания творчества ничто не может заставить человека трудиться сверх среднего необходимого количества часов в неделю для общего блага. Причем количество этих часов необходимого обществу труда постоянно сокращается в силу действия целого ряда законов общинного способа производства.
Высвобождаемое от необходимого труда время общества посвящается не праздному безделию, обжорству, разврату и пьянству, каковым, вероятно, ранее пытались изобразить социализм адвокаты мещанского способа производства, нет. Свободное время посвящается Человеку в самом широком смысле слова. М атериальная нужда в основном преодолевается, проблемы первого уровня остаются позади. Н а первый план выходят потребности духовные.
Свобода, свободное время человеку тут как нельзя кстати. "Покой и воля", о которых мечтал поэт, изображая будущее были бы уместны для краткой характеристики состояния общественного сознания при складывающихся общественных отношениях нового типа. Покой - материальные проблемы уже не так тревожат, как во времена всеощей нужды и беспросветной тоски при Мещанстве; а Воля - это одновременно Свобода и Ответственность повзрослевшего и возмужавшего человечества за каждое действие, за каждое решение принятое сообща и каждым в отдельности. Потому что каждый, будучи свободным и разумным, отвечает за свои поступки и делает все возможное для сохранения и преумножения имеющегося в его полном распоряжении общественного богатства, использует всякую возможность для духовного развития.
И такое движение человека не внешнее, насильственно-государственное, а внутреннее, исходящее из самого его естества, из его сущности освобожденного от рабства нужды и невежества Человека. |