Исследуем
основное
противоречие
мещанского
способа
производства
(известного
как буржуазный),
как оно
сложилось к
началу XXIвека
О нас | Карта
сайта | Кризис
= Выбор |
Контакты | ©Партия
Полярная
Звезда Дискуссионный
материал Партии
Полярная
Звезда. Неразрешимые противоречия буржуазной цивилизации. фрагмент 3 Оглавление 3. ПРОТИВОРЕЧИЕЛенин еще в начале ХХ века обобщил эти новые явления в развитии мирового капиталистического хозяйства, означавшие «...переход количества в качество, переход развитого капитализма в империализм» [4] и объединил их в экономические признаки империализма так: 1) Концентрация
производства
и капитала
до уровня
создания
монополий, играющих
решающую
роль в
хозяйственной
жизни; 2) слияние
банкового
капитала с промышленным
и создание
финансового
капитала,
финансовой
олигархии; 3) вывоз
капитала
преобладает
теперь над
вывозом
товаров; 4) образуются
международные
монополистические
союзы
капиталистов,
делящие мир; 5)
закончен
территориальный
раздел
земли крупнейшими
капиталистическими
державами» [4, с.
386-87]. Капитализм
образца ХХI
века
явил
ряд
изменений в
признаках,
суть
империализма
при этом не
изменилась: 1) Концентрация
производства
и отраслей
обмена
(инфраструктуры)
в руках
капитала до
уровня
создания
международных
корпораций,
играющих
решающую
роль в
мировом
хозяйстве; 2) слияния и
поглощения
капиталов
промышленных,
банковских
и финансовых
корпораций
и
образование
транснациональных
корпораций
и
транснациональных
банков (ТНК и
ТНБ); 3) вывоз
капитала
превратился
в вывоз
электронных
записей об
инвестициях,
выраженных,
чаще всего,
«ценными
бумагами»
или кредитными
ресурсами;
эти ресурсы
создаются
тем же
«электронным
способом»
через
государственные
банки и
государственные
долги;
Сегодня
вывоз
капитала – это
вывоз
долгов, за
которые
платят
бедные страны
– импортеры
«капитала»; 4)
крупнейшие
корпорации
капитала (в
основном из
США) через
систему
военных или
финансово-политических
соглашений
своих
правительств,
вроде
созданных
ООН, ЕС, НАТО, МБРР и
МВФ поделили
мировую
экономику и
финансы на
сферы
монопольного
предпринимательства;
5)
колониализм
стал
совершеннее
и тоньше: наряду
с методом
«традиционного»
военного
вторжения и
военного
протектората,
обеспеченного
предварительно
массированной
информационно-телевизионной
психологической
подготовкой
мирового
сообщества
стали применяться
информационная,
финансовая,
технологическая,
продовольственная
колонизация; 6) правительства
большинства
развитых и
развивающихся
стран
превратились
в карманные
организации
нескольких
десятков
всемирных
корпораций,
которые
делают то,
что те велят
в духе
«высочайшей
демократии»; 7)
Корпорации
и их государства
борются с
кризисом.
Кризис стал
постоянным
и
непрекращающимся.
Самая
быстрая и эффективная
его форма –
война. 8) Правительства
большинства
стран и
крупнейшие
мировые
корпорации
разделили
сферы
приложения
усилий:
правительства
содержат и
эксплуатируют
инфраструктуру
и сеть
социальных
услуг на
средства
налогоплательщиков,
а крупный капитал
продолжает
добывать
прибыли из эксплуатации
наемного
труда в
основном в отраслях
материального
производства;
9) Связка
«ООН – МВФ -
Всемирный
банк» давно
уже (с 1945 года)
взяла на
себя роль
мирового
правительства,
или
наднационального
государственного
аппарата,
обеспечивающего
условия всемирной
деятельности
для ведущих
мировых
корпораций
и их
«субподрядчиков».
10) При движения
мирового
капитализма
к общему краху
возрастает
потребность
капитала
объединяться
в
военно-политические
блоки.
Растет их
численность
и
агрессивно
расширяющееся
«миролюбие»; 11) Военные
корпорации
стали
самыми
могущественными,
срослись с
государственными
аппаратами
большинства
стран.
Остальные корпорации
так или
иначе
работают на
войну, так
как капитализм,
его суть – это
война, как
форма его существования
и в том
числе,
разрешения
кризиса. Одним
словом,
пощады не
жди от
мещанина, от капиталиста
в его полном
могуществе. Современный империализм хочет выглядеть приличным господином с приятной улыбкой, но мещанское нутро, проявляющее свою зверскую сущность, когда трогают прибыли сразу вылезает наружу. Этот «белый и пушистый» мещанин на сегодняшний день эксплуатирует по всему миру более 180 миллионов детей от 5 до 15 лет. За 400 лет капиталист так и не превратился из мещанина в человека. Но дело даже не в этом. Противоречие движение капитализма к высшей точке развития привело к тому, что мещанский способ производства создал материальные условия для своего исчезновения. Отрасли инфраструктуры, а теперь еще и сеть социальных услуг – вот та материальная основа новых общественных отношений, которая сегодня уничтожает последние остатки капитализма, собственности, частного интереса и мировоззрения мещанина, которое почему-то считается глобальным. Почему именно сети инфраструктуры и социальных услуг выполняют такую революционную роль по отношению к мещанскому способу производства? Секрет простой. В материальном производстве результат производства (продукт труда) можно присвоить, владея условиями производства, или средствами труда. В инфраструктуре собственность на средства производства не означает автоматически на быстрый и эффективный возврат затрат частному собственнику – капиталисту или государству. Средства производства в инфраструктурных сетевых предприятиях имеют характер всеобщих средств производства, даже если формально принадлежат кому-то. Скажем, дорога, сеть дорог, точнее, или линии электроснабжения. Да, какие-то фрагменты их могут быть в частных руках, но сеть в целом – крайне редко. Поэтому услуги инфраструктурных отраслей, как и сетей социальных услуг, предоставляются гражданам и предприятиям именно как всеобщие. Вот здесь и идет разрушение частного, мещанского способа производства. Здесь он приходит в противоречие с самим собой. Мещанин думает о своем хозяйстве как о частном, а действовать вынужден глобально, так как его корпорация мировая. Например, сложно представить, чтобы транснациональная корпорация или государство, как собственники, взявшись за инфраструктурный проект, стали бы строить несколько параллельных линий водоснабжения или канализации. Бессмысленная и пустая трата средств. Правительства могут создавать различные военные структуры, оказывающие параллельные услуги «охраны и безопасности», но по разным ведомствам. Все это та же пустая трата прибавочного продукта общества. Десятки частных корпораций осуществляют перевозки грузов, к примеру, морским транспортом нисколько не заботясь о том, чтобы маршруты, тонно-километры, логистика были бы оптимальными с точки зрения перемещения грузов ПО ВСЕЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ ОДНОВРЕМЕННО. Исключено. Поскольку господствует частный интерес мещанина-хозяйчика. Нерациональность, хаотичность, отсутствие единого плана для всей мировой экономики. Таков капитализм в своей высшей точке развития. И так в любой отрасли инфраструктуры и социальных услуг: нерациональное, неравномерное, разнонаправленное, хаотичное и неоптимальное производство и организация услуг в пространстве и во времени. Хотя производятся и предоставляются они как всеобщие, как выражение всеобщего интереса. Сам процесс движения услуги (блага) от производителя к потребителю предполагает его всеобщий характер потребления в режиме реального времени. Если материальное производство сегодня действует во всемирном масштабе как всеобщее, то и обмен и распределение, и потребление (то есть работа сетей инфраструктуры и социальных услуг) организованы и работают именно как всеобщие. Разъять эти всемирные сети производства и обмена сегодня уже невозможно. Они действуют, работают, функционируют именно как общественная собственность, точнее , отсутствие всякой собственности. И это уже тупик для мещанства в экономике. Сеть, инфраструктура, обеспечивающая распределение и обмен вещества, энергии и информации, вернее ее общественный характер работы и взаимодействия разрушает саму основу частного присвоения, подрывает существо собственности, сводит ее к ничтожности. Так, в недрах наивысшей формы развития капитализма мы находит ростки нового способа производства и обмена. Неважно, как его будут называть, коммунизм или что-то еще. Этот способ производства уже не будет мещанским, не будет связан с собственностью, ни с буржуазной, ни с рабовладельческой – ни с какой. Вовсе не только и не столько труд – могильщик капитала. В той же степени и капитал – гробовщик труда, похоронщик рабочего класса. Труд и капитал как раз составляют противоречивое единство двух противоположностей в едином целом – в способе производства, основанном на собственности. Последний из этих способов – буржуазный, мещанский. Наемный работник и капиталист не существуют друг без друга, они воспроизводят друг друга и свои отношения вокруг стоимости и прибавочной стоимости, присваиваемой капиталистом. Эта пара составляла и составляет еще самые многочисленные социальные классы современных обществ, классы с противоположными экономическими интересами. Рабочий борется с капиталистом за размер заработной платы, которая все время «падает» в силу действия закона стоимости. Мещанских представлений капиталист же борется за прибыль, или за проданный на рынке прибавочный труд рабочего. Однако, «работая в паре», труд и капитал быстро продвигают вперед производительные силы общества, пусть, порою, и против своей воли. Они сокращают, уничтожают объемы необходимого труда в общественном производстве. При этом увеличивается размер прибавочного продукта, или прибавочного времени общества. Иначе его еще называют «свободное время общества». То есть по мере роста мощи техники и технологий, особенно в материальном производстве, как основе роста экономики, и в отраслях инфраструктуре, происходит преодоление рабства необходимого труда. Жаль, что при этом плодами (невиданный рост прибавочного труда рабочих) пользуется только частный собственник средств производства, мещанин-капиталист или его «соратник в борьбе с трудом» - государство. Революционные изменения в производстве вызывают перелив труда из отраслей материального производства в сектора инфраструктуры и сеть социальных услуг. Сначала этот путь проходит материальное производство, затем и одновременно с ним инфраструктура и сети социальных услуг. Что это за путь? Этот путь: от ремесленной мастерской к мануфактуре, от нее к крупному машинному производству. Внутри этих форм происходит постоянный рост органического строения капитала (отношения постоянного капитала [с] к переменному [v], то есть доля живого труда постоянно уменьшается: он становится все более производительным; единица труда приводит в движение все более мощные производительные силы – действует закон конкуренции) - C/V →∞ V=0; Когда в материальном производстве в масштабах мирового хозяйства доля живого труда снижается наконец до околонулевых значений, тогда можно говорить о победе над трудом и капиталом; Когда в материальном производстве в масштабах мирового хозяйства доля живого труда снижается наконец до околонулевых значений, тогда можно говорить о победе над трудом и капиталом. Рабство материальной собственности тоже заканчивается. При нынешней производительности стандартный набор благ и удобств доступен человечеству. Вслед за этим и одновременно с этим аналогичные процессы (C/V →∞ V=0) происходят отраслях инфраструктуры и в сетях социальных услуг. Доля живого труда уменьшается. Человечество освобождается от рабства необходимого труда. Свободное время общества, его главное богатство быстро растет. Капитализму нет места. Человечество созревает до того, чтобы организованно и в плановом порядке управлять общественным хозяйством: рационально, экономно, оптимально. Каждый и все вместе борются за экономию общественного труда, материальных ресурсов, природных богатств. Хищного истребления человеческих и природных ресурсов больше не будет. Теперь каждый воспринимает себя как часть среды и среду как часть себя. Противоречия нет. Мир един и человек в нем может быть един, а не разобщен на мещанские клеточки собственности, в которых каждый сам за себя и против всех. Видите, стоит только более или менее точно описать происходящее, сразу видно, где выход из непрекращающегося кризиса капитализма, выход из тупика мещанского способа производства. Литература:1. Маркс К., Энгельс Ф., т.42, с.90 - «Экономическо-философские рукописи» 2. Там же. 3. Там же, с.107. 4. Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27, с. 387. 5 Манифест против труда. - Группа «Krisis». |
|