Продолжаем
исследовать
основное
противоречие
мещанского способа
производства
(известного
как
буржуазный)
и возможные
пути его
преодоления,
которые уже
имеются в наличии
в рамках
существующих
производственных
отношений
О
нас | Карта
сайта | Кризис
= Выбор |
Контакты | ©2011 Партия
Полярная
Звезда
Вступление:
«Социализм»,
определение
Социализм
идея такого
общественного
устройства,
в основе
которого
лежит
общность
человеческого
существования,
предполагающая
отсутствие
как понятия,
так и
отношений собственности
в том их
понимании,
какое сложилось
к ХХ веку;
общественное
устройство,
предполагающее
общность
пользования
и
распоряжения
собственностью,
как
всеобщим
условием
жизни и
воспроизводства,
а также
принцип
распределения
«от каждого
по
способностям,
каждому по
труду».
Слово
социализм
для
русского
языка
представляет
собой заимствование.
Оно пришло
из
французского
языка, в
котором
появилось в
20-х годах XIX
века. В русский
язык слово
социализм и
(социалист) вошли
в общее
употребление
в конце 50-х
годов XIX века.
Анализ
происхождения
слова «социализм»
дает
несколько
версий:
Первая
версия
ограничивает
первичное
значение
слова
ссылкой на
французский
первоисточник
«socialisme», и его
латинские
корни «socialis», что означает
общественный.
Вторая
версия
доводит
значение
слова socialis
до слова socius
- компаньон,
спутник,
товарищ. В
итоге социализмом
можно
назвать
общество, в
котором все
как раз и
компаньоны,
спутники,
объективные
единомышленники.
Третья
версия
анализирует
истоки
слова «socius».
Они идут к sequi
следовать,
идти за.
Возникает
вопрос как?
Добровольно,
по своей
воле или по
принуждению?
Практика,
как будто
подсказывает,
что следовать
приходится,
как минимум,
не всегда добровольно.
Однако если
иметь в виду
социализм,
как общинный
способ
производства,
в котором
все
объединены
общей целью
производства
жизни во
всех ее
смыслах, то
движение
людей
происходит
добровольно,
а не из-под
палки, как
при так
называемом
государственном
социализме
ХХ века.
Можно
спросить,
была ли, к
примеру, первобытная
община
«добровольным
объединением
людей» для
целей
выживания и
воспроизводства?
Ответ,
и да, и нет.
Суровые
условия
выживания
первобытного
общества
так или
иначе
заставляли
людей быть
коллективистами,
думать об
общине как о
целостном
организме, выживание
которого
есть
условие
выживание
каждого в
отдельности.
Поэтому
изгнание из
общины было
равносильно
смерти. В
этом смысле
первобытная
община
первый
сознательный
коллективистский
способ
производства,
хотя и
обусловленный
внешними, а
не внутренними
причинами.
Возможно,
проще,
понятнее
назвать
прорастающий
в недрах
мещанского
способа
производства
вид
общественных
отношений
на русский
манер,
используя
слово
«община» в
качестве
ключевого и
одновременно
отделяя «мещанское»,
частное,
единоличное,
от «общинного»,
общественного,
всеобщего.
Итак,
«общинный
способ
производства».
Слово
совпадает
также со
словом и
значением
слова
«коммуна» -
община. И не
нужно
объяснять
про первую
или вторую
фазу
«коммунизма».
Легче
ухватить
самую суть
нового
строя, обозначая
его именно
«общинным
способом
производства»,
понять
основное
противоречие
современного
нам, мещанского
способа
производства.
И
практика
дает нам
массу
примеров, да
и сами
объяснения растущих
противоречий
капитализма
мещан.
1. Основное противоречие
мещанского
способа
производства
Основное
противоречие
мещанского
способа
производства:
всеобщий
труд, но
вовсе не
всеобщее
равенство
потребления
его
результатов;
неравномерное
по странам и
регионам
напряжение
труда и
неравномерное
распределение
богатства, в
том числе в виде
современных
услуг
инфраструктуры
и услуг
социальных, -
нематериального
производства,
А
сущность
этих услуг в
системе
общественного
производства
такова, что
они уже заведомо
разрывают
свои связи с
буржуазным,
мещанским
способом
производства,
преодолевают
его по
сути. И здесь
кроется
важнейшее
противоречие
мещанского
способа
производства.
Услуги,
особенно в
нематериальном
производстве
и в массовых
отраслях
инфраструктуры.
Все эти
«социальные
расходы»,
которые по
существу
являются
«социалистическими
расходами»
правительств всех
стран, или
элементами
социализма
в рамках
буржуазного,
мещанского
способа
производства
становятся
антагонистами
самой сути
капитализма.
Вот почему
во время
кризисов
капиталистического
производства
правительства
корпораций
стараются
максимального
сократить
социальные
расходы.
Школы,
больницы,
пенсии,
пособия,
лекарства
не
укладываются
в сметы
корпораций,
нанявших
себе в лакеи
правительства.
Корпорации
интересует
только
рабочая
сила,
дешевая и покорная,
без
претензий и
«политически
безграмотная»,
с мозгами,
промытыми
телевидением,
религией и
сексом. Так
мещанство у
власти
пытается
сохранить
свой способ
производства,
не зная, что в
развитии
производительных
сил (и в самом
материальном
производства,
и в
инфраструктуре
и в других
отраслях
услуг) есть
собственная
логика,
разрушающая
саму основу
Собственности.
В
материальном
производстве:
Общественная
форма
производства
во всех отраслях
материального
сектора
(носящая
всеобщий, всеохватывающий
характер) и
частная,
государственная
или
государственно-частная
форма
присвоения
результатов
всеобщего труда.
При
этом
общемировая
долгосрочная
тенденция
развития
материального
производства
состоит в
том, что
живой труд,
рабочая
сила все
более вытесняется
из процесса
производства,
замещается
машинами и
механизмами.
Конечное
следствие
этого
процесса
взаимное
«уничтожение»,
поглощение
труда и
капитала,
которые
перестают
существовать
как
общественные
отношения,
как
производственные
отношения.
Уход
со сцены
труда и
капитала (а
следовательно,
и
прибавочной
стоимости, как
объекта
маниакальной
страсти
капитала)
обусловлен
тем фактом,
что
органическое
строение
капитала (c/v) постоянно
растет.
Внутриотраслевая
и
межотраслевая
конкуренция
капиталов
постоянно
подогревает
и торопит
этот процесс.
Соотношение
овеществленного
и живого
труда
в
производстве
стремится к
бесконечности;
живой труд
бесконечно
стремится к
нулю, как и
прибавочное
время (m),
носящее
также
названия
«прибавочной
стоимости» и
«прибыли».
[(c/v)
→∞; v →0; => m →0]
Другим
безжалостным
следствием
этого процесса
умирания
капитала
становится
его адское
желание
найти еще
где-нибудь
труд подешевле,
поскольку в
формуле
стоимости
товара только
две «степени
свободы» -
необходимый
труд (v) и
прибавочный
труд (m): c + v + m = w, или
прибыль и
зарплата
рабочего.
Что охотнее
будет
сокращать
буржуа?
Так, в
процесс
всеобщего,
всепоглощающего
капиталистического
производства
втягиваются
все
«свободные»
или «временно
свободные»
женщины, как
в бедных, так
и в богатых
странах,
старики,
давно уже по своему
возрасту
заслужившие
отдых (отсюда
стремление
правительств
увеличить
пенсионный
возраст), а
также дети
При
этом
капиталист
не
стесняется
использовать
детей от 5 до 14
лет на
вредных и
опасных
производствах,
где их
украденное
детство
разменивается
на «копейки»,
увеличивая
прибыли
капиталистов
мещанского
мира.
Поистине,
чем ближе
смерть
капитала (и
труда), тем
более
жесток и
аморален он
становится,
чувствуя,
видимо,
неизбежную
агонию.
Мещанский
способ производства
в данном
случае
проявляет
свою
звериную
суть,
нисколько
при этом
не
отличаясь
от других
предшествующих
способов
производства,
основанных
на «священной
собственности».
Противоречие
в
Инфраструктуре:
Общественная
форма
производства
и пользования
услугами
инфраструктуры
(всеобщая и всеохватывающая
по мере
развития
производительных
сил,
технологии
в этих
секторах) против
частной
собственности
корпораций
и
государства
на средства
производства
в этих
отраслях и,
казалось бы,
на
результаты
(«продукты»)
производства.
Работа
этих
отраслей
при
мещанском
способе
производства
нарушает
все правила
здравого
смысла в
ходе
планирования
и организации
предоставления
услуг.
Всеобщее
средство
производства
невозможно
разбить «на
молекулы»
частного
владения и
использования.
При
этом
наблюдается
«растущая
тенденция», когда
в первую
очередь
капитал
крупных и крупнейших
транснациональных
корпораций
(ТНК)
пользуется
всей мощью
инфраструктуры
(на средства
госбюджетов)
→ для
целей
увеличения
и
облегчения
производства
прибылей
корпораций.
Кроме
корпораций
в состав
«избранных»
глобальных
и локальных
пользователей
услуг инфраструктуры
входят
также
правительства
подавляющего
большинства
стран. Они обеспечивают
ТНК
удобство работы
на своей
территории
за счет
налогов
своих
граждан
(инфраструктура
по-прежнему
финансируется
по большей
части на
собранные
налоги, а
также на
государственные
долги).
Понятно,
что при этом
население
как развитых,
так и
развивающихся
стран
пользуется всем
богатством
техносреды XXI
века по
остаточному
принципу:
что
останется
от большого
пирога,
поеденного
ТНК и
обслуживающих
их
правительств.
Инфраструктура это
отрасли
услуг
общественного
производства
сетевого
характера,
такие как
транспорт,
связь, энергетика,
торговля,
банковско-финансовая
сеть,
производство
информации,
жилищно-коммунальное
хозяйство, а
также их все
более
усложняющиеся
сочетания,
полезно
увеличивающие
их скорость
и
результативность
работы.
В
этот же
набор
отраслей в
идее должно
входить и
государственное
управление
(территориальное
и
отраслевое).
Однако из-за
невнятности
предмета и
результата
труда «управленцев»,
отсутствия
вследствие
этого сформированного
более или
менее
рыночного
тарифа на их
полезные
услуги, этот
вид деятельности
можно
отнести
лишь к
разряду
«социальной
помощи»
чиновников
самим себе
за счет
бюджета.
Неважно, что
перед нами,
исполнительная,
законодательная
или
судебная
ветви госаппарата.
Такие
инфраструктурные
«мощности»
государственного
аппарата
как армия,
полиция,
правоохранительная
и судебная
система, используются
в первую
очередь для
охраны классовых
интересов
собственников
средств
производства
и самого
государства
чиновников.
При
нарастании
проблем с
финансированием
инфраструктуры
и
нематериального
производства
эти
«мощности»
будут все
чаще и
активнее
применяться
против
населения.
Однако
налогов
может не
хватить
даже для
финансирования
этих
категорий.
В
нематериальном
производстве:
Общественная
форма
производства
услуг нематериального
производства
(всеобщая и всесторонняя
по мере
развития
технологической
и
организационной
основы
производства
услуг в
секторах
нематериального
производства)
и частная,
государственная
или
«частно-государственная»
собственность
на средства
производства
в данных
отраслях.
Частный
или
«государственный
интерес» в
данном
случае настолько
далек от
проблем и
нужд
населения,
основного
пользователя
услуг этих
отраслей,
что услуги,
их
планирование,
организация
в
пространстве
и во времени,
их производство
и
предоставление
людям все
больше превращается
в видимость
услуг, в
химеру,
существующую
только в
ведомостях
государственных
или
корпоративных
расходов.
При
этом
имеется
растущая
«тенденция»
использовать
все блага
отраслей
нематериального
производства
по
классовому
признаку в
первую
очередь,
представителям
власти и
собственности.
Дело в том,
что
налоговая
база любого
из государства,
как и
финансирование
этого вида отраслей
государственными
долгами
имеет
естественные
пределы.
Материальное
и денежное
обеспечение
данных
отраслей,
как и отраслей
инфраструктуры
напрямую
зависит от
прироста
прибавочного
продукта,
создаваемого
в отраслях
материального
производства.
Если доля
материального
производства
в составе
Продукта
общества,
как и
численность
занятых
здесь,
неуклонно
сокращаются,
то у данного
общества
нет
возможностей
обеспечивать
содержание
и развитие
Поэтому
услуги
данных
секторов
становятся
все менее
доступными
простому
населению
не только в
бедных и
развивающихся
странах, но и
в развитых
странах.
Более того
все правительства
стремятся
переложить
издержки на
воспроизводство
здорового и
образованного
населения
на само население,
рассчитывая
покусать их
и без того
ничтожные
доходы.
В
результате
создается
«параллельное
нематериальное
производство»,
частного
характера,
существующее
только для состоятельных
и очень
состоятельных
слоев
населения,
финансируемое
на доходы
этих слоев и
иногда, как
ни странно,
на средства национальных
бюджетов.
Нематериальное
производство
это
образование,
здравоохранение,
социальная
помощь,
культура,
наука, спорт
и прочие
услуги,
помогающие
формировать
Человека.
Для
справки:
очевидные
признаки
кризиса
данных
отраслей
уже и в
развитых
странах мы
наблюдали осенью
и зимой 2010
года. Это
выражается,
например, в
попытках
решить
проблемы
бюджета за
счет
граждан, как
в Греции, или
поднять
цену за
обучение в
высших учебных
заведениях
в Италии,
Франции,
Великобритании.
В странах победнее
кризис
выражается
в виде
падения
количества
и качества
услуг в
сфере
образования,
здравоохранения,
социальной
помощи, не
говоря уже о
транспорте,
связи,
энергетике
и ЖКХ.
Свободных средств
у
правительств
на такие
«социальные
глупости»
все меньше. В
первую
очередь государства
финансируют
армию,
полицию и оборонные
расходы, а
также
удобство
работы корпорациям
крупного
капитала, из
которых производители
оружия
самые
важные.
Собственность
и
присвоение,
такие
понятные в
традиционных
отраслях материального
производства,
в данных
видах
человеческой
деятельности
не так
очевидны.
Действительно,
услуги
инфраструктуры
и нематериального
производства
создаются и
потребляются
именно как
всеобщие. Их
невозможно
складировать,
накапливать,
так как они
потребляются
в момент
производства.
И
потребляются
как
всеобщее
условие
существования.
В
момент их
производства-потребления
очевидней
становится
объективное
единение людей,
их
неразрывная
целостность
через единство
движения
вещества,
энергии и
информации
в сетях
инфраструктуры
и социальных.
На первых
порах
«технологически
вынужденная»,
так как
невозможно
разъять,
растащить
ни дороги, ни
электрические
сети, ни
общий эфир
производимой
информации
и общения, ни
коммунальное
хозяйство.
Да,
возможен (и
даже
существует)
на какие-то ближайшие
годы,
«местами» «феодализм»
в сфере инфраструктуры
и
нематериального
производства,
или локальная
частная
собственность
на объект инфраструктуры.
Но это
станет
скорее
анахронизмом.
Общая
тенденция
развития
сетевого
принципа
обобществленного
производства
и обмена
преодолевает
любую
границу и мещанский
способ
существования
и производства
жизни.
Процесс
этот
объективный,
то есть
независим
от нашего
сознания.
Неточно
называть
это
общечеловеческое
движение
глобализацией.
Лучше бы
подошло обобществление
производства,
обмена и самой Жизни,
ведущее к
объективному
единению
человечества.
На
пути этого
движения
стоит узкий,
эгоистический,
мещанский
интерес
собственника
частного
или
государственного.
К счастью, собственник
не сможет
присвоить
ни океаны, ни
небеса, ни
землю всю
целиком, а
только лишь
кучу
собственности
украденной,
или «произведенной им» с
помощью
чужого,
частично
оплаченного
труда.
Поэтому
его,
капитала,
горизонт
развития изначально
ограничен
материальным
производством,
в котором
капитал и
умирает,
исчезает
вместе с
трудом, так как
при
постоянном
росте
органического
строения
капитала (c/v) прибавочная
стоимость (m)
стремится к
нулю.
Жизнь,
или
воспроизводство
Жизни (Ж):
Всеобщая
форма
«производства»,
если считать
это
«производством»
пока что еще
при мещанском
способе
производства,
«услуг»,
связанных с
рождением,
поддержанием
и
воспроизводством
человеческой
жизни (Ж) и
частное,
государственное,
государственно-частное
пользование
результатами
этих услуг. Проще
говоря, вся
Семья Человеческая
создает,
творит
людей свое
будущее и настоящее.
А
корпорации
и
правительства
хищнически
используют
этот
уникальный
ресурс
планеты как
расходный
материал,
способный
увеличивать
капитал,
приносить
прибыль.
Противоречие
именно в том,
что плод
общих усилий
Человек так
плоско и
утилитарно
используется
капиталом и
государством:
в основном
как «рабочая
сила». А что
еще может
предложить
мещанский
способ
производства
вершина
цивилизации
собственности?
Плод
коллективных
усилий
людей на
данном поприще
общественного
воспроизводства
Человек, все
общество во
всем его
многообразии
«потребляется»
государственным
или частным
капиталом,
собственником
средств
производства
за
ничтожную
плату
владельцу жизни,
либо вообще
бесплатно,
«за похлебку» (как
в бедных или
в некоторых
развивающихся
странах).
В пространстве
всей
планеты
«отрасли и
сектора» производства
Жизни
совпадают с
местами расселения
людей в
городской и
сельской местности.
Именно
здесь, за
пределами
рабочего
дня
большинства
занятого
населения,
происходит
производство
и
воспроизводство
Жизни. В этом
производстве
участвует
все население,
включая тех,
кто еще не
достиг
трудоспособного
возраста и
тех, кто уже
вышел из
него.
Производство
Жизни (Ж) дополняет
и делает
универсальным
понятие
нематериального
производства,
с той оговоркой,
что в
обществе,
основанном
на
собственности,
капитал и государство
стараются
переложить
все издержки
на
воспроизводство
Жизни (в
терминах мещанского
способа
производства
воспроизводство
«рабочей
силы», вроде
ослов или лошадей)
на самих
людей, на их
постоянно
падающие доходы.
Сегодня
Жизнь, как
сфера
специфических
«услуг», в
которой
люди
являются их
производителями
и
потребителями
одновременно
(вроде того,
сам
приготовил
себе еды и
сам съел) еще
не стала
объектом
всеобщего и
пристального
внимания
экономистов
и других ученых.
Кроме
тех
мещанских благоглупостей
(Г.Беккер),
которые
пытаются
представить
Жизнь, как
способ
производства
и
накопления «особого
капитала»
(человеческого).
Такие взгляды
консервируют
научное
мещанство и
не выходят
за рамки
парадигмы
мещанского
способа
производства.
А
человечеству
уже тесно в
них.
Игнорирование
Производства
Жизни, как важнейшей
(первой по
важности)
стороны
общественного
производства,
без которой
невозможны
ни
существование,
ни развитие,
ни
деятельность
в отраслях
материального
производства
инфраструктуры
нематериального
производства, ведет к
немыслимым
потерям для
человечества,
для мировой
экономики
уже сегодня.
Активность
в данной
сфере,
которую не
стоит
путать со
здравоохранением,
и
образованием
в
официальных
учреждениях,
положительно
следует
включать в
общий
«хозяйственный
оборот»
продуктов и
деятельности.
В
конечном
счете, Жизнь
поглощает
материальное
производство,
инфраструктуру
и нематериальное
производство
в единое
целое. Жизнь
перестанет
быть
отдельной
от Производства
и Обмена,
какой она
была в
первобытной
общине.
Производство
и Обмен
сплавляются в
неразрывную
сеть.
Совершив
полный
виток
исторической
спирали, община
повторяется
на новом
технологическом
и научном
уровне.
Община
становится
более сознательной
и
осмысленной,
чем она была
в
первобытном
обществе,
более стихийная
и
вынужденная
ранее, чем
сознательная
и
«добровольная»
- теперь же.
Жизнь,
воспроизводство
Жизни это
деятельность
человечества
в целом в течение
семи дней в
неделю,
кроме часов
сна, охватывающая:
а)
физиологию;
б) работу по
дому; и в)
свободное время.
Все
эти виды
деятельности,
включая и
сон, безусловно,
полезны для
воспроизводства
Человека.
Просто ни
капитал, ни
государство
в упор не
видят этой
важнейшей
составляющей
общественного
производства,
потому что
она для них
чистый
убыток. Чем
больше
приходится
отдавать в
виде
заработной платы
занятым
работникам
за их работу,
тем меньше
прибыль
капиталистов.
Поэтому Жизнь
в данном
контексте
это антипод
капитала и
его слуги,
государства.
И
если Жизнь
создает
главное
богатство
планеты
Человека, то
капитал,
ведомый
манией
прибыли, как
может и как
умеет,
стихийно,
создает
искусственную
Среду
обитания
Человека, в
соответствии
со своими
мещанскими,
буржуазными
представлениями
о ее
разумном,
рациональном
(и даже
планомерном)
устройстве,
где главное производство
прибыли,
стихийно-частное,
а потому
ведущее к
кризисам.
При
господстве
отношений
собственности
в обществе
эти две
стороны
общественного
производства
(искусственная
Среда и Человек)
противостоят
друг другу
как
антагонистические:
Среда не принадлежит
Человеку, а
Человек - сам
себе (только
за рамками
процесса
производства
прибыли он
становится
самим собой).
В
процессе
преодоления
собственности,
преодоления
рамок
мещанского
способа
производства,
человечество
способно
достичь
гармонии в
противоречивом
единстве
Среды,
создаваемой
усилиями
материального
производства
и инфраструктуры,
и Человека,
порождаемого
усилиями
нематериального
производства
в его
единстве с
Жизнью,
творением
Жизни.
Черты
этого
противоречивого
единства и
гармонии
проступают
уже сейчас,
сквозь
ткань
мещанского
способа
производства,
пораженную
вырождением,
как в
производственной
сфере, так и в
духовной
сфере.
Назад
Наверх
Дальше
|