СОЦИАЛИЗМ: ВРЕМЯ ПРИШЛО.- НАЧАЛО

Продолжаем исследовать основное противоречие мещанского способа производства (известного как буржуазный) и возможные пути его преодоления, которые уже имеются в наличии в рамках существующих производственных отношений


О нас | Карта сайта | Кризис = Выбор | Контакты | ©2011 Партия Полярная Звезда

 

Вступление:
«Социализм», определение

 

Социализм – идея такого общественного устройства, в основе которого лежит общность человеческого существования, предполагающая отсутствие как понятия, так и отношений собственности в том их понимании, какое сложилось к ХХ веку;

общественное устройство, предполагающее общность пользования и распоряжения собственностью, как всеобщим условием жизни и воспроизводства, а также принцип распределения «от каждого по способностям, каждому – по труду».

 

Слово социализм для русского языка представляет собой заимствование. Оно пришло из французского языка, в котором появилось в 20-х годах XIX века. В русский язык слово социализм и (социалист) вошли в общее употребление в конце 50-х годов XIX века.

Анализ происхождения слова  «социализм» дает несколько версий:

Первая версия ограничивает первичное значение слова ссылкой на французский первоисточник «socialisme», и его латинские корни «socialis», что означает – общественный.

Вторая версия доводит значение слова socialis до слова socius - компаньон, спутник, товарищ. В итоге социализмом можно назвать общество, в котором все как раз и компаньоны, спутники, объективные единомышленники.

 

Третья версия анализирует истоки слова «socius». Они идут к sequi – следовать, идти за. Возникает вопрос – как? Добровольно, по своей воле или по принуждению?

Практика, как будто подсказывает, что следовать приходится, как минимум, не всегда добровольно. Однако если иметь в виду социализм, как общинный способ производства, в котором все объединены общей целью производства жизни во всех ее смыслах, то движение людей происходит добровольно, а не из-под палки, как при так называемом государственном социализме ХХ века.

 

Можно спросить, была ли, к примеру, первобытная община «добровольным объединением людей» для целей выживания и воспроизводства?

Ответ, и да, и нет.

Суровые условия выживания первобытного общества так или иначе заставляли людей быть коллективистами, думать об общине как о целостном организме, выживание которого есть условие выживание каждого в отдельности. Поэтому изгнание из общины было равносильно смерти. В этом смысле первобытная община – первый сознательный коллективистский способ производства, хотя и обусловленный внешними, а не внутренними причинами.

 

Возможно, проще, понятнее назвать прорастающий в недрах мещанского способа производства вид общественных отношений на русский манер, используя слово «община» в качестве ключевого и одновременно отделяя «мещанское», частное, единоличное, от «общинного», общественного, всеобщего.

Итак, «общинный способ производства».

Слово совпадает также со словом и значением слова «коммуна» - община. И не нужно объяснять про первую или вторую фазу «коммунизма». Легче ухватить самую суть нового строя, обозначая его именно «общинным способом производства», понять основное противоречие современного нам, мещанского способа производства.

И практика дает нам массу примеров, да и сами объяснения растущих противоречий капитализма мещан.

1. Основное противоречие мещанского способа производства

Основное противоречие мещанского способа производства:

всеобщий труд, но вовсе не всеобщее равенство потребления его результатов;

неравномерное по странам и регионам напряжение труда и неравномерное распределение богатства, в том числе в виде современных услуг инфраструктуры и услуг социальных, - нематериального производства,

А сущность этих услуг в системе общественного производства такова, что они уже заведомо разрывают свои связи с буржуазным, мещанским способом производства, преодолевают его по сути. И здесь кроется важнейшее противоречие мещанского способа производства.

 

Услуги, особенно в нематериальном производстве и в массовых отраслях инфраструктуры. Все эти «социальные расходы», которые по существу являются «социалистическими расходами» правительств всех стран, или элементами социализма в рамках буржуазного, мещанского способа производства – становятся антагонистами самой сути капитализма. Вот почему во время кризисов капиталистического производства правительства корпораций стараются максимального сократить социальные расходы. Школы, больницы, пенсии, пособия, лекарства – не укладываются в сметы корпораций, нанявших себе в лакеи правительства.

 

Корпорации интересует только рабочая сила, дешевая и покорная, без претензий и «политически безграмотная», с мозгами, промытыми телевидением, религией и сексом. Так мещанство у власти пытается сохранить свой способ производства, не зная, что в развитии производительных сил (и в самом материальном производства, и в инфраструктуре и в других отраслях услуг) есть собственная логика, разрушающая саму основу Собственности.

 

В материальном производстве:

Общественная форма производства во всех отраслях материального сектора (носящая всеобщий, всеохватывающий характер) и частная, государственная или государственно-частная форма присвоения результатов всеобщего труда.

При этом общемировая долгосрочная тенденция развития материального производства состоит в том, что живой труд, рабочая сила все более вытесняется из процесса производства, замещается машинами и механизмами. Конечное следствие этого процесса – взаимное «уничтожение», поглощение труда и капитала, которые перестают существовать как общественные отношения, как производственные отношения.

 

Уход со сцены труда и капитала (а следовательно, и прибавочной стоимости, как объекта маниакальной страсти капитала) обусловлен тем фактом, что органическое строение капитала (c/v) постоянно растет. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция капиталов постоянно подогревает и торопит этот процесс. Соотношение овеществленного и живого труда  в производстве стремится к бесконечности; живой труд бесконечно стремится к нулю, как и прибавочное время (m), носящее также названия «прибавочной стоимости» и «прибыли».

•                     [(c/v) →∞; v →0; => m →0]

 

Другим безжалостным следствием этого процесса умирания капитала становится его адское желание найти еще где-нибудь труд подешевле, поскольку в формуле стоимости товара только две «степени свободы» - необходимый труд (v) и прибавочный труд (m): c + v + m = w, или прибыль и зарплата рабочего. Что охотнее будет сокращать буржуа?

Так, в процесс всеобщего, всепоглощающего капиталистического производства втягиваются все «свободные» или «временно свободные» женщины, как в бедных, так и в богатых странах, старики, давно уже по своему возрасту заслужившие отдых (отсюда стремление правительств увеличить пенсионный возраст), а также дети

 

При этом капиталист не стесняется использовать детей от 5 до 14 лет на вредных и опасных производствах, где их украденное детство разменивается на «копейки», увеличивая прибыли капиталистов мещанского мира.

Поистине, чем ближе смерть капитала (и труда), тем более жесток и аморален он становится, чувствуя, видимо, неизбежную агонию. Мещанский способ производства в данном случае проявляет свою звериную суть, нисколько при этом не отличаясь от других предшествующих способов производства, основанных на «священной собственности».

 

Противоречие в Инфраструктуре:

Общественная форма производства и пользования услугами инфраструктуры (всеобщая и всеохватывающая по мере развития производительных сил, технологии в этих секторах) против частной собственности корпораций и государства на средства производства в этих отраслях и, казалось бы, на результаты («продукты») производства.

Работа этих отраслей при мещанском способе производства нарушает все правила здравого смысла в ходе планирования и организации предоставления услуг. Всеобщее средство производства невозможно разбить «на молекулы» частного владения и использования.

При этом наблюдается «растущая тенденция», когда в первую очередь капитал крупных и крупнейших транснациональных корпораций (ТНК) пользуется всей мощью инфраструктуры (на средства госбюджетов)

 

→ для целей увеличения и облегчения производства прибылей корпораций.

Кроме корпораций в состав «избранных» глобальных и локальных пользователей услуг инфраструктуры входят также правительства подавляющего большинства стран. Они обеспечивают ТНК удобство работы на своей территории за счет налогов своих граждан (инфраструктура по-прежнему финансируется по большей части на собранные налоги, а также на государственные долги).

Понятно, что при этом население как развитых, так и развивающихся стран пользуется всем богатством техносреды XXI века по остаточному принципу: что останется от большого пирога, поеденного ТНК и обслуживающих их правительств.

 

Инфраструктура – это отрасли услуг общественного производства сетевого характера, такие как транспорт, связь, энергетика, торговля, банковско-финансовая сеть, производство информации, жилищно-коммунальное хозяйство, а также их все более усложняющиеся сочетания, полезно увеличивающие их скорость и результативность работы.

В этот же набор отраслей в идее должно входить и государственное управление (территориальное и отраслевое). Однако из-за невнятности предмета и результата труда «управленцев», отсутствия вследствие этого сформированного более или менее рыночного тарифа на их полезные услуги, этот вид деятельности можно отнести лишь к разряду «социальной помощи» чиновников самим себе за счет бюджета. Неважно, что перед нами, исполнительная, законодательная или судебная ветви госаппарата.

 

Такие инфраструктурные «мощности» государственного аппарата как армия, полиция, правоохранительная и судебная система, используются в первую очередь для охраны классовых интересов собственников средств производства и самого государства чиновников. При нарастании проблем с финансированием инфраструктуры и нематериального производства эти «мощности» будут все чаще и активнее применяться против населения. Однако налогов может не хватить даже для финансирования этих категорий.

 

В нематериальном производстве:

Общественная форма производства услуг нематериального производства (всеобщая и всесторонняя по мере развития технологической и организационной основы производства услуг в секторах нематериального производства) и частная, государственная или «частно-государственная» собственность на средства производства в данных отраслях.

Частный или «государственный интерес» в данном случае настолько далек от проблем и нужд населения, основного пользователя услуг этих отраслей, что услуги, их планирование, организация в пространстве и во времени, их производство и предоставление людям все больше превращается в видимость услуг, в химеру, существующую только в ведомостях государственных или корпоративных расходов.

 

При этом имеется растущая «тенденция» использовать все блага отраслей нематериального производства по классовому признаку – в первую очередь, представителям власти и собственности. Дело в том, что налоговая база любого из государства, как и финансирование этого вида отраслей государственными долгами имеет естественные пределы.

Материальное и денежное обеспечение данных отраслей, как и отраслей инфраструктуры напрямую зависит от прироста прибавочного продукта, создаваемого в отраслях материального производства. Если доля материального производства в составе Продукта общества, как и численность занятых здесь, неуклонно сокращаются, то у данного общества нет возможностей обеспечивать содержание и развитие

 

Поэтому услуги данных секторов становятся все менее доступными простому населению не только в бедных и развивающихся странах, но и в развитых странах. Более того все правительства стремятся переложить издержки на воспроизводство здорового и образованного населения на само население, рассчитывая покусать их и без того ничтожные доходы.

В результате создается «параллельное нематериальное производство», частного характера, существующее только для состоятельных и очень состоятельных слоев населения, финансируемое на доходы этих слоев и иногда, как ни странно, на средства национальных бюджетов.

Нематериальное производство – это образование, здравоохранение, социальная помощь, культура, наука, спорт и прочие услуги, помогающие формировать Человека.

 

Для справки: очевидные признаки кризиса данных отраслей уже и в развитых странах мы наблюдали осенью и зимой 2010 года. Это выражается, например, в попытках решить проблемы бюджета за счет граждан, как в Греции, или поднять цену за обучение в высших учебных заведениях в Италии, Франции, Великобритании. В странах победнее кризис выражается в виде падения количества и качества услуг в сфере образования, здравоохранения, социальной помощи, не говоря уже о транспорте, связи, энергетике и ЖКХ. Свободных средств у правительств на такие «социальные глупости» все меньше. В первую очередь государства финансируют – армию, полицию и оборонные расходы, а также удобство работы корпорациям крупного капитала, из которых производители оружия – самые важные.

 

Собственность и присвоение, такие понятные в традиционных отраслях материального производства, в данных видах человеческой деятельности не так очевидны.

Действительно, услуги инфраструктуры и нематериального производства создаются и потребляются именно как всеобщие. Их невозможно складировать, накапливать, так как они потребляются в момент производства.

И потребляются как всеобщее условие существования.

В момент их производства-потребления очевидней становится объективное единение людей, их неразрывная целостность через единство движения вещества, энергии и информации в сетях инфраструктуры и социальных. На первых порах «технологически вынужденная», так как невозможно разъять, растащить ни дороги, ни электрические сети, ни общий эфир производимой информации и общения, ни коммунальное хозяйство.

 

Да, возможен (и даже существует) на какие-то ближайшие годы, «местами» «феодализм» в сфере инфраструктуры и нематериального производства, или локальная частная собственность на объект инфраструктуры. Но это станет скорее анахронизмом. Общая тенденция развития сетевого принципа обобществленного производства и обмена преодолевает любую границу и мещанский способ существования и производства жизни. Процесс этот объективный, то есть независим от нашего сознания.

Неточно называть это общечеловеческое движение глобализацией. Лучше бы подошло обобществление производства, обмена и самой  Жизни, ведущее к объективному единению человечества.

 

На пути этого движения стоит узкий, эгоистический, мещанский интерес собственника – частного или государственного. К счастью, собственник не сможет присвоить ни океаны, ни небеса, ни землю всю целиком, а только лишь кучу собственности – украденной, или «произведенной  им» с помощью чужого, частично оплаченного труда.

Поэтому его, капитала, горизонт развития изначально ограничен материальным производством, в котором капитал и умирает, исчезает вместе с трудом, так как при постоянном росте органического строения капитала (c/v) прибавочная стоимость (m) стремится к нулю.

 

Жизнь, или воспроизводство Жизни (Ж):

Всеобщая форма «производства», если считать это «производством» пока что еще при мещанском способе производства, «услуг», связанных с рождением, поддержанием и воспроизводством человеческой жизни (Ж) и частное, государственное, государственно-частное пользование результатами этих услуг.  Проще говоря, вся Семья Человеческая создает, творит людей – свое будущее и настоящее. А корпорации и правительства хищнически используют этот уникальный ресурс планеты как расходный материал, способный увеличивать капитал, приносить прибыль.

Противоречие именно в том, что плод общих усилий – Человек – так плоско и утилитарно используется капиталом и государством: в основном как «рабочая сила». А что еще может предложить мещанский способ производства – вершина цивилизации собственности?

 

Плод коллективных усилий людей на данном поприще общественного воспроизводства – Человек, все общество во всем его многообразии – «потребляется» государственным или частным капиталом, собственником средств производства за ничтожную плату владельцу жизни, либо вообще бесплатно, «за похлебку» (как в бедных или в некоторых развивающихся странах).

В пространстве всей планеты «отрасли и сектора» производства Жизни совпадают с местами расселения людей в городской и сельской местности. Именно здесь, за пределами рабочего дня большинства занятого населения, происходит производство и воспроизводство Жизни. В этом производстве участвует все население, включая тех, кто еще не достиг трудоспособного возраста и тех, кто уже вышел из него.

 

Производство Жизни (Ж) дополняет и делает универсальным понятие нематериального производства, с той оговоркой, что в обществе, основанном на собственности, капитал и государство стараются переложить все издержки на воспроизводство Жизни (в терминах мещанского способа производства – воспроизводство «рабочей силы», вроде ослов или лошадей) на самих людей, на их постоянно падающие доходы.

Сегодня Жизнь, как сфера специфических «услуг», в которой люди являются их производителями и потребителями одновременно (вроде того, сам приготовил себе еды и сам съел) еще не стала объектом всеобщего и пристального внимания экономистов и других ученых.

 

Кроме тех мещанских благоглупостей (Г.Беккер), которые пытаются представить Жизнь, как способ производства и накопления «особого капитала» (человеческого). Такие взгляды консервируют научное мещанство и не выходят за рамки парадигмы мещанского способа производства. А человечеству уже тесно в них.

Игнорирование Производства Жизни, как важнейшей (первой по важности) стороны общественного производства, без которой невозможны ни существование, ни развитие, ни деятельность в отраслях материального производства – инфраструктуры – нематериального производства,  ведет к немыслимым потерям для человечества, для мировой экономики уже сегодня. Активность в данной сфере, которую не стоит путать со здравоохранением, и образованием в официальных учреждениях, положительно следует включать в общий «хозяйственный оборот» продуктов и деятельности.

 

В конечном счете, Жизнь поглощает материальное производство, инфраструктуру и нематериальное производство в единое целое. Жизнь перестанет быть отдельной от Производства и Обмена, какой она была в первобытной общине. Производство и Обмен сплавляются  в неразрывную сеть.

Совершив полный виток исторической спирали, община повторяется на новом технологическом и научном уровне. Община становится более сознательной и осмысленной, чем она была в первобытном обществе, более стихийная и вынужденная ранее, чем сознательная и «добровольная» - теперь же.

 

Жизнь, воспроизводство Жизни – это деятельность человечества в целом в течение семи дней в неделю, кроме часов сна, охватывающая:

а) физиологию; б) работу по дому; и в) свободное время.

Все эти виды деятельности, включая и сон, безусловно, полезны для воспроизводства Человека. Просто ни капитал, ни государство в упор не видят этой важнейшей составляющей общественного производства, потому что она для них – чистый убыток. Чем больше приходится отдавать в виде заработной платы занятым работникам за их работу, тем меньше прибыль капиталистов. Поэтому Жизнь в данном контексте – это антипод капитала и его слуги, государства.

 

И если Жизнь создает главное богатство планеты – Человека, то капитал, ведомый манией прибыли, как может и как умеет, стихийно, создает искусственную Среду обитания Человека, в соответствии со своими мещанскими, буржуазными представлениями о ее разумном, рациональном (и даже планомерном) устройстве, где главное – производство прибыли, стихийно-частное, а потому – ведущее к кризисам.

При господстве отношений собственности в обществе эти две стороны общественного производства (искусственная Среда и Человек) противостоят друг другу как антагонистические: Среда не принадлежит Человеку, а Человек - сам себе (только за рамками процесса производства прибыли он становится самим собой).

 

В процессе преодоления собственности, преодоления рамок мещанского способа производства, человечество способно достичь гармонии в противоречивом единстве Среды, создаваемой усилиями материального производства и инфраструктуры, и Человека, порождаемого усилиями нематериального производства в его единстве с Жизнью, творением Жизни.

Черты этого противоречивого единства и гармонии проступают уже сейчас, сквозь ткань мещанского способа производства, пораженную вырождением, как в производственной сфере, так и в духовной сфере.

 

 

 

Назад Наверх Дальше

 

 

Проект Остров Льда
Социализм. Фрагмент первый,
2011 год

Дискуссионный материал Партии Полярная Звезда. Некоторые идеи, предлагающие новое понимание общинного способа производства, известного под названием социализм.