КРИЗИС ЭКОНОМИЧЕСКИЙ – КРИЗИС В МИРОВОЙ НАУКЕ

 

Как найти мировой кризис в истории экономической науки

О нас | Карта сайта | Кризис = Выбор | Контакты | ©2011 Партия Полярная Звезда

Кризис, отражен  в движении экономической теории, развивающейся  вместе с эволюцией способов производства

Фрагмент 1 234

Оглавление

Фрагмент 1 – 2 – 3 – 4. 1

Первобытный способ производства: 1

Рабовладельческий способ производства: 2

Идеологи рабовладения: 2

Экономисты эпохи рабства и ее защитники. 3

Оппоненты рабского строя: 4

Оппоненты рабского строя, практические философы борьбы с рабством.. 5

Рабовладельческий способ производства. 6

Феодальный способ производства: 6

Идеологи феодализма: 7

Оппонент феодальной эксплуатации: 8

Феодальный способ производства. 10

 

 

Первобытный способ производства:

Жизнь - целостная: Производство не отделилось еще от потребления; жизнь и «производство» – одно целое. Сама жизнь и есть «производство» и «воспроизводство самой жизни»; жизнь – в основном, выживание (охота, собирательство, зачатки сельского хозяйства);

Труд – пока еще не отделен от человека, нет отчуждения труда/продукта; орудия «труда» (борьбы за жизнь) примитивны;

Собственность – не существует в современном экономическом или юридическом смысле; Человек принадлежит сам себе все свое время;

«Богатство» – здесь главным образом, пища, средства ее добычи и, возможно, хранения; источник, основные отрасли – охота, собирательство, выращивание растений, приручение полезных животных;

Классы, или противоположные социальные группы, отсутствуют; равенство людей в их общей борьбе за выживание; люди свободны и отвечают за свои дела и поступки естественным образом – для совместного выживания;

Государство отсутствует; однако образуются институты вождей, советов для регулирования жизни рода и/или племени;

Религия, культ – первые формы общественного сознания, компенсируют коллективный страх сообществ перед неизведанными силами природы;

Науки, тем более экономической еще нет. Есть практика выживания в борьбе с природными стихиями;

 

Cave_manCave_manCave_man

 

Рабовладельческий способ производства:

Собственность оформилась в самостоятельное отношение; средства труда улучшились, возникает излишек продукта в развивающемся производстве, обмен ведет к неравномерности распределения продуктов; предпосылки неравенства созданы; собственность разделяет людей на непримиримые группы; Собственники – рабовладельцы;

Производство отделилось от Потребления: продукт труда противостоит человеку; собственник средств и условий труда владеет и его результатами; Рынок требует все большего роста производства и обмена; Продукт производится для обмена, то есть как товар;

Деньги – оформились как самостоятельный товар в виде металла, универсальный товар для обмена продуктов друг на друга на рынке;

Труд – главным образом рабский; рабы – основная производительная силу; Продукт труда принадлежит рабовладельцу, собственнику и рабов, и орудий труда и факторов производства (в основном, земли),,

Классы, как противостоящие друг другу группы, оформились. Борьба между ними все порой принимает открытый, вооруженный характер;

Государство рабовладельцев – продукт войны классов; вооруженная структура для защиты собственников от несобственников, рабов, в основном; суды, тюрьмы, право – служат защите класса рабовладельцев

Богатство – в основном в форме собственности на землю, дома, рабов, скот, орудия труда; кроме того есть богатство в денежной форме

Наука «экономика» уже сформировалась. Есть ученые-экономисты.

 

Идеологи рабовладения:

Ксенофонт (430 -354 гг. до н.э). Один из первых «социальных экономистов». Изучал проблемы общественного разделения труда, которое является важным условием увеличения производства «потребительских  ценностей», следовательно роста производительности  труда вообще. Он – сторонник натурального хозяйства, но признает необходимость и полезность денег, денежного обращения и торговли; признавал за деньгами функции средства обращения и накопления, рекомендовал использовать их как «сокровище», как страховой фонд на случай войны и на нужды расширения производства. 

Платон (428 - 347 гг до н.э.) взгляды Платона выражены в модели идеального государства (его труд «Государство»). Под ней он понимал сообщество людей, в которой «естественно» существует разделение на богатых и бедных, а также на «свободных и рабов». «Свободными» могут быть только греки. Аристократия и военные должны быть лишены хозяйственных забот. Государство следит за имущественным равенством, предотвращает значительное обогащению отдельных граждан. Главная отрасль экономики - земледелие, дополнительная - ремесленничество.

Экономическая основа государства - натуральное хозяйство, разделение труда обусловливает также мелкую торговлю.

Аристотель (384 - 322 гг. до н. э) Основа экономики - натуральное хозяйство и рабский труд. Идеал "хозяйствования" для Аристотеля - земледельческое хозяйство, где рядом с хозяином работают рабы и своим трудом создают все необходимое для жизни. То нечисленное, что не производится в хозяйстве, можно получить путем "справедливого обмена" (идея "справедливой цены"). Под "экономикой" он понимал "естественный" способ получения богатства, т.е. направленный на производство, приумножение и получения всех необходимых для жизни благ. Это естественное, истинное богатство. Другой способ хозяйствования направлен, прежде всего на получение и приумножения денежного богатства он называл «хрематистикою» (ростовщичество, спекуляции). Обмен и мелкая торговля - явления естественные и входят в "экономику", а деятельность только в сфере обращения - большая торговля и ростовщичество, является занятием «неестественным». Аристотель пытался понять природу сомерности  благ, которые обмениваются. Деньги трактовал как "вещь вполне условную", видел в них форму стоимости и денежное выражение цены товара. Через стоимостные отношения он выявляет отношения равенства обмениваемых благ.

 

Экономисты эпохи рабства и ее защитники

 

PlatoGlyptothek548aristoteles

 

Оппоненты рабского строя:

Римская империя – рабовладельческий строй достиг высшей точки развития. Империя накануне распада. Восстания рабов, из которых наиболее известное нам – восстание Спартака, положили начало открытой войне противоположных классов, классов, разделенных собственностью на условия и результаты труда. Кроме того, сами рабы считались «говорящими орудиями», предметами. Рабы поднимаются на вооруженную борьбу.

Спартак (ок.120 — 71 до н.э.). Предводитель восстания римских гладиаторов и рабов. Фактический идеолог борьбы с рабством Борьба классов и их идеологий началась. Теперь у противоположных классов в обществе есть своя идеология, даже если ее некому выразить научным, теоретическим или пропагандистским языком.

 

Иисус Христос (ок.0 - 33 г. до н.э.) – проповедник, философ родом из Галилеи. В отличие от Спартака предложил мирный путь борьбы с рабством, за свободу и равноправие людей. Форма? В виде нового учения, которое объединило его последователей по названием христиан. Сначала – секта, затем – религия, как форма общественного сознания людей, не имеющих свободного доступа к образованию, науке, культуре.

Учение (или религия), которое утверждает, что все люди равны: свободные граждане и рабы, римляне и иудеи, даже женщины и мужчины – в то время стала опасной революционной идеологией. Время ее появления – рабовладельческий строй, рабство всеобщее.

Христ – первый сторонник равноправия, свободы и братской любви между всеми людьми. Перед Богом, как перед высшим Законом Природы и Общества – все равны.

Оппоненты рабского строя, практические философы борьбы с рабством

 

Christ Jesusspartacus_

 

Рабовладельческий способ производства

Основной сектор экономики – сельское хозяйство;

Основная форма труда – труд рабов; источник рабов – колонии; войны – для захвата колоний, поставки рабов и сбора налогов с зависимых территорий;

Богатство создается рабским трудом главным образом в аграрном секторе;

Никто из философов не находит, что сектор услуг (в том числе торговля и ростовщичество) создает богатство, напротив – в данных видах деятельности расходуется то, что создано при производстве материальных благ;

Развиваются торговля, ремесленничество, наука, искусство;

j0283103.gif

Феодальный способ производства:

Собственность. Главный объект собственности – земля; владельцы земель (феодалы) выстроены в феодальную лестницу: нижестоящий (вассал) получает за службу земельный надел (лен, или феод) и крепостных у вышестоящего (сеньора). Во главе «лестницы» стоит монарх, король.

Классы. Есть два социальных класса – феодалы (землевладельцы) и крестьяне, экономически зависящие от них; крестьяне уже не рабы, но зависят от собственника земли, на которой они трудятся; за пользование землей они отрабатывают количеством продукта своему феодалу (королю, вельможе или церкви); ремесленники – растущая социальная группа, отделяющаяся от аграрного труда в сторону растущих промыслов;

Государство феодалов – политическая структура, иерархическая лестница личной зависимости сверху (монарх) донизу (вассалы); войско, судебная и исполнительная власть в руках феодалов. Земля - главное условие жизни;

Производство. Господствующий тип экономики - натуральное хозяйство; Обмен, торговля набирают силу по мере роста ремесленничества, расширения набора производимых продуктов. Потребление регулируется собственниками земли с помощью создаваемых ими законов и войска;

Богатство создается в основном на земле; сельское хозяйство – главный его источник; «Дополнительный» источник – войны и захват чужих земель;

Труд – занятие крестьян и ремесленников, уже не рабов, но еще зависимых от феодалов. Продукт труда – все больше создается для обмена, торговли; Рынок – расширяется вместе с ростом объемов производства и видов продуктов; Деньги вытесняют продукт из обмена, становятся универсальным товаром – средством платежа, накопления,

Наука экономика уже обслуживает класс собственников, как его Идеология:

Идеологи феодализма:

Фома Аквинский (Аквинат) (1225 – 1274). Основной труд – «Сумма теологии», где дана морально-этическая характеристика экономических категорий. Фома Аквинский стал продолжателем и оппонентом одного из основателей школы раннего канонизма Августина Блаженного (353 – 430 гг.), который, будучи епископом во владениях Римской империи, заложил догматические принципы религиозно-этического подхода к экономическим проблемам. [Каждый класс продолжает развивать свою идеологию]

В раннем средневековье экономическая мысль канонистов категорически осуждала торговую прибыль и ростовщический процент, считая их результатом неправильного обмена и присвоением чужого труда. Эквивалентный обмен считался возможным только при условии «справедливых цен». Крупная торговля и ссудные операции, как греховные, запрещались. [учение Христа повлияло даже на идеологов нового строя эксплуатации человека человеком]

Ранние канонисты подразделяют труд на умственный и физический, исходят из божественного предназначения; Фома уточняет: «Деление людей по различным профессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям. Во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что различные люди склонны к различным профессиям». [Фома  - человек церкви. Церковь – крупнейший из феодалов…]

Богатство у ранних канонистов - совокупность материальных благ и признавалось грехом, если оно создано иными средствами, чем прилагаемый для этого труд. По Аквинскому, «справедливые цены» могут быть источником роста частной собственности и создания «умеренного» богатства, что грехом не является.

«Справедливая цена» - подменяет понятие «рыночная цена». Устанавливалась и закреплялась на определенной территории феодальной знатью. Ранние канонисты объясняли ее уровень трудовыми и материальными затратами в процессе товарного производства. Аквинат считал, что продавец вправе продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе.

Торговая прибыль, ростовщический процент осуждались ранними канонистами. С оговорками осуждал их и Фома. По его мнению такого рода доходы являлись не самоцелью, а заслуженной платой за имеющие место в торговых и ссудных операциях труд, транспортные и прочие издержки и даже за риск. [Догматизм с одной стороны, и непоследовательность – с другой]

Фома признает необходимость денег как меры стоимости и средства обращения, но осуждает использование денег для получения процента (ростовщичество).  Философ служит своему классу, собственнику земли, хотя и делает уступки ценностям христианского учения.

 

Оппонент феодальной эксплуатации:

Томас Мор (1478-1535) английский мыслитель, писатель. Автор книги «Утопия» (буквально - «место, которого нет») - жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества.

Книга делится на две части: 1 часть – критика современных ему общественно-политических порядков: он бичует «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн, остро высмеивает тунеядство и разврат духовенства; 2 часть – об устройстве Утопии. Во главе государства Мор ставил «мудрого» монарха, допуская для чёрных работ рабов; он много говорит о греческой философии, в частности о Платоне, сами герои «Утопии» - горячие приверженцы гуманизма.

В Утопии отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Взамен её устанавливается обобществлённое производство. Это большой шаг вперёд, так как у предыдущих социалистических писателей социализм носил потребительский характер. Труд обязательный в «Утопии» для всех; земледелием занимаются поочерёдно все граждане до определённого возраста; сельское хозяйство ведётся артельно, но городское производство построено на семейно-ремесленном принципе - влияние недостаточно развитых экономических отношений в эпоху Мора.

В Утопии господствует ручной труд, продолжительностью только 6 часов в день, не изнурителен.

Обмен в государстве Мора отсутствует, нет также и денег, они существуют только для торговых сношений с другими странами, причём торговля является государственной монополией.

Распределение продуктов в «Утопии» ведётся по потребностям, без каких-либо твёрдых ограничений. Государственный строй утопийцев несмотря на наличие короля - полная демократия: все должности - выборные и могут быть заняты всеми. Мор предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием.

Школа чужда схоластике, она построена на соединении теории и производственной практики. Признавая, что существующее общество неразумно, Мор вместе с тем заявляет, что оно - заговор богатых против всех членов общества. Его система широко ставит вопрос об организации общественного производства, притом в национальном  масштабе. Однако Мор не мог в своё время видеть перспективу бесклассового общества (в «Утопии» Мора рабство не отменено)

Мор появился на стыке двух эпох – зрелого феодализма и раннего капитализма. Он уже идеолог угнетенного класса. Как и положено такому, казнен королем, хотя и по другому поводу.

Moore

Разумеется, Мору было легче преодолеть церковный догматизм и двойственность церковной идеологии. Между ними расстояние в 200 лет. Подрастает буржуазный способ производства. Со всеми его ужасами, жадностью, бесчеловечностью. И Мор ставит точку в истории феодализма. Одновременно предвосхищает идеи социального равенства и свободы, которым предстоит бороться против буржуазной «свободы, равенства и братства», что для  новых рабов означает лишь продавать свою рабочую силу для ее зверской эксплуатации, пока капитал не наестся насмерть.

200px-Saint_Thomas_Aquinas

Как и большинство представителей церкви Фома Аквинат непоследователен. Защищает торговую прибыль, ее законность, а также возможность умеренного богатства (размеры не уточняются) Есть даже революционная идея справедливой цены. Но дальше – ни-ни. Все-таки церковь – крупнейший собственник. И он член этой корпорации

 

Феодальный способ производства

Основные сектора экономики – сельское хозяйство и растущее ремесленничество;

Основная форма труда – труд лично свободных, но зависимых от феодала крестьян и выкупающих свободу ремесленников;

Богатство создается трудом в аграрном секторе и в ремесленных цехах; Остальные сектора помогают обменивать и потреблять произведенное богатство;

Сектор услуг, включая государство (армию, полицию, суд, тюрьмы) растет но не считается производящим 

j0283224.gif j0285247.gif j0283930.gif j0283574.gif

 

Назад Дальше