КРИЗИС
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
– КРИЗИС В
МИРОВОЙ НАУКЕ
Как
найти
мировой
кризис в
истории
экономической
науки О
нас | Карта
сайта | Кризис
= Выбор |
Контакты | ©2011
Партия
Полярная
Звезда Кризис,
отражен в
движении
экономической
теории,
развивающейся вместе с
эволюцией
способов
производства Фрагмент
1 – 2 – 3 – 4
Оглавление Первобытный
способ
производства: Рабовладельческий
способ
производства: Экономисты
эпохи
рабства и ее
защитники Оппоненты
рабского
строя,
практические
философы
борьбы с
рабством Рабовладельческий
способ
производства Феодальный
способ
производства: Оппонент
феодальной
эксплуатации: Феодальный
способ производства Первобытный способ производства:Жизнь
- целостная:
Производство
не
отделилось
еще от
потребления;
жизнь и
«производство»
– одно целое. Сама жизнь
и есть
«производство»
и
«воспроизводство
самой жизни»;
жизнь – в
основном,
выживание
(охота, собирательство,
зачатки
сельского
хозяйства); Труд
– пока еще не
отделен от
человека,
нет отчуждения
труда/продукта;
орудия
«труда»
(борьбы за
жизнь)
примитивны; Собственность
– не
существует
в
современном
экономическом
или
юридическом
смысле;
Человек
принадлежит
сам себе все
свое время; «Богатство»
– здесь
главным
образом,
пища,
средства ее
добычи и,
возможно,
хранения;
источник,
основные
отрасли –
охота,
собирательство,
выращивание
растений,
приручение
полезных
животных; Классы,
или
противоположные
социальные
группы, отсутствуют;
равенство
людей в их
общей борьбе
за
выживание;
люди
свободны и
отвечают за
свои дела и
поступки
естественным
образом – для
совместного
выживания; Государство
отсутствует;
однако
образуются
институты
вождей,
советов для
регулирования
жизни рода
и/или
племени; Религия,
культ –
первые
формы
общественного
сознания,
компенсируют
коллективный
страх сообществ
перед
неизведанными
силами
природы; Науки,
тем более
экономической
еще нет. Есть
практика
выживания в
борьбе с
природными
стихиями; Рабовладельческий способ производства:Собственность
оформилась
в
самостоятельное
отношение; средства
труда
улучшились,
возникает
излишек
продукта в
развивающемся
производстве,
обмен ведет
к неравномерности
распределения
продуктов;
предпосылки
неравенства
созданы;
собственность
разделяет
людей на
непримиримые
группы; Собственники
–
рабовладельцы; Производство
отделилось
от
Потребления:
продукт
труда противостоит
человеку;
собственник
средств и
условий труда
владеет и
его
результатами;
Рынок требует
все
большего
роста
производства
и обмена;
Продукт
производится
для обмена,
то есть как
товар; Деньги
– оформились
как
самостоятельный
товар в виде
металла,
универсальный
товар для
обмена
продуктов
друг на друга
на рынке; Труд
– главным
образом
рабский;
рабы –
основная производительная
силу;
Продукт
труда принадлежит
рабовладельцу,
собственнику
и рабов, и
орудий
труда и
факторов
производства
(в основном,
земли),, Классы,
как
противостоящие
друг другу
группы, оформились.
Борьба
между ними
все порой
принимает
открытый,
вооруженный
характер; Государство
рабовладельцев
– продукт
войны
классов;
вооруженная
структура
для защиты
собственников
от несобственников,
рабов, в
основном;
суды, тюрьмы,
право –
служат
защите класса
рабовладельцев Богатство
– в основном в
форме
собственности
на землю,
дома, рабов,
скот, орудия
труда; кроме
того есть
богатство в
денежной
форме Наука
«экономика»
уже
сформировалась.
Есть ученые-экономисты. Идеологи
рабовладения:
Ксенофонт
(430 -354 гг. до н.э).
Один из
первых
«социальных
экономистов».
Изучал
проблемы общественного
разделения
труда,
которое
является
важным
условием
увеличения
производства
«потребительских
ценностей», следовательно
роста производительности труда
вообще. Он – сторонник
натурального
хозяйства,
но признает
необходимость
и
полезность
денег,
денежного
обращения и
торговли;
признавал
за деньгами
функции
средства
обращения и
накопления,
рекомендовал
использовать
их как
«сокровище»,
как
страховой
фонд на
случай
войны и на нужды
расширения
производства. Платон
(428 - 347 гг до
н.э.) взгляды
Платона
выражены в
модели идеального
государства
(его труд
«Государство»).
Под ней он
понимал
сообщество
людей, в которой
«естественно»
существует
разделение
на богатых и
бедных, а
также на «свободных
и рабов».
«Свободными»
могут быть
только
греки. Аристократия
и военные
должны быть
лишены хозяйственных
забот.
Государство
следит за имущественным
равенством,
предотвращает
значительное
обогащению
отдельных
граждан.
Главная
отрасль
экономики -
земледелие,
дополнительная
- ремесленничество.
Экономическая
основа
государства
- натуральное
хозяйство,
разделение
труда обусловливает
также
мелкую
торговлю. Аристотель
(384 - 322 гг. до н. э)
Основа
экономики -
натуральное
хозяйство и
рабский
труд. Идеал
"хозяйствования"
для
Аристотеля -
земледельческое
хозяйство,
где рядом с
хозяином
работают
рабы и своим
трудом
создают все
необходимое
для жизни. То
нечисленное,
что не
производится
в хозяйстве,
можно получить
путем
"справедливого
обмена"
(идея "справедливой
цены"). Под
"экономикой"
он понимал
"естественный"
способ
получения
богатства,
т.е.
направленный
на
производство,
приумножение
и получения
всех
необходимых
для жизни
благ. Это естественное,
истинное
богатство.
Другой
способ
хозяйствования
направлен, прежде
всего на
получение и
приумножения
денежного
богатства
он называл «хрематистикою»
(ростовщичество,
спекуляции).
Обмен и мелкая
торговля -
явления
естественные
и входят в
"экономику",
а
деятельность
только в
сфере
обращения -
большая
торговля и
ростовщичество,
является
занятием
«неестественным».
Аристотель
пытался
понять
природу сомерности благ,
которые
обмениваются.
Деньги
трактовал
как "вещь
вполне
условную",
видел в них
форму
стоимости и
денежное
выражение
цены товара. Через
стоимостные
отношения
он выявляет отношения
равенства
обмениваемых
благ. Экономисты эпохи рабства и ее защитникиОппоненты рабского строя:Римская
империя
–
рабовладельческий
строй
достиг
высшей точки
развития.
Империя
накануне
распада.
Восстания
рабов, из
которых наиболее
известное
нам –
восстание
Спартака, положили
начало
открытой
войне
противоположных
классов,
классов,
разделенных
собственностью
на условия и
результаты
труда. Кроме
того, сами
рабы
считались
«говорящими
орудиями»,
предметами.
Рабы
поднимаются
на вооруженную
борьбу. Спартак
(ок.120 — 71 до
н.э.).
Предводитель
восстания
римских
гладиаторов
и рабов.
Фактический
идеолог
борьбы с
рабством
Борьба
классов и их
идеологий началась.
Теперь у
противоположных
классов в обществе
есть своя
идеология,
даже если ее некому
выразить
научным,
теоретическим
или
пропагандистским
языком. Иисус
Христос
(ок.0 - 33 г. до
н.э.) –
проповедник,
философ
родом из
Галилеи. В
отличие от
Спартака
предложил
мирный путь
борьбы с
рабством, за
свободу и
равноправие
людей. Форма?
В виде нового
учения,
которое
объединило
его последователей
по названием
христиан.
Сначала –
секта, затем –
религия, как
форма
общественного
сознания
людей, не имеющих
свободного
доступа к
образованию,
науке,
культуре. Учение
(или религия),
которое
утверждает,
что все люди
равны:
свободные
граждане и
рабы,
римляне и
иудеи, даже
женщины и
мужчины – в то
время стала
опасной
революционной
идеологией.
Время ее
появления –
рабовладельческий
строй,
рабство
всеобщее. Христ
– первый
сторонник
равноправия,
свободы и
братской
любви между
всеми
людьми.
Перед Богом,
как перед
высшим
Законом
Природы и
Общества –
все равны. Оппоненты рабского строя, практические философы борьбы с рабствомРабовладельческий способ производстваОсновной
сектор
экономики –
сельское
хозяйство; Основная
форма труда –
труд рабов;
источник рабов
– колонии;
войны – для
захвата
колоний, поставки
рабов и
сбора
налогов с
зависимых
территорий; Богатство
создается
рабским
трудом главным
образом в
аграрном
секторе; Никто
из
философов
не находит,
что сектор услуг
(в том числе
торговля и
ростовщичество)
создает
богатство,
напротив – в
данных видах
деятельности
расходуется
то, что создано
при
производстве
материальных
благ; Развиваются
торговля,
ремесленничество,
наука,
искусство; Феодальный способ производства:Собственность.
Главный
объект
собственности
– земля;
владельцы
земель
(феодалы)
выстроены в
феодальную
лестницу:
нижестоящий
(вассал) получает
за службу
земельный
надел (лен,
или феод) и
крепостных
у вышестоящего
(сеньора). Во
главе
«лестницы»
стоит
монарх,
король. Классы.
Есть два
социальных
класса – феодалы
(землевладельцы)
и крестьяне,
экономически
зависящие
от них;
крестьяне уже
не рабы, но
зависят от
собственника
земли, на
которой они
трудятся; за
пользование
землей они
отрабатывают
количеством
продукта
своему
феодалу
(королю, вельможе
или церкви); ремесленники
– растущая
социальная
группа,
отделяющаяся
от
аграрного
труда в
сторону
растущих промыслов; Государство
феодалов
–
политическая
структура,
иерархическая
лестница
личной
зависимости
сверху
(монарх)
донизу
(вассалы);
войско, судебная
и
исполнительная
власть в
руках феодалов.
Земля -
главное
условие
жизни; Производство.
Господствующий
тип
экономики - натуральное
хозяйство;
Обмен,
торговля
набирают
силу по мере
роста
ремесленничества,
расширения
набора
производимых
продуктов. Потребление
регулируется
собственниками
земли с
помощью
создаваемых
ими законов
и войска; Богатство
создается в
основном на
земле;
сельское хозяйство
– главный его
источник; «Дополнительный»
источник –
войны и
захват чужих
земель; Труд
– занятие
крестьян и
ремесленников,
уже не рабов,
но еще
зависимых
от феодалов.
Продукт
труда – все
больше
создается
для обмена, торговли;
Рынок
–
расширяется
вместе с
ростом
объемов
производства
и видов
продуктов; Деньги
вытесняют
продукт из
обмена,
становятся
универсальным
товаром –
средством
платежа, накопления, Наука
экономика
уже
обслуживает
класс
собственников,
как его
Идеология: Идеологи
феодализма:
Фома
Аквинский (Аквинат)
(1225 – 1274). Основной
труд – «Сумма
теологии»,
где дана морально-этическая
характеристика
экономических
категорий.
Фома
Аквинский
стал продолжателем
и
оппонентом
одного из
основателей
школы
раннего
канонизма Августина
Блаженного
(353 – 430 гг.),
который,
будучи
епископом
во
владениях
Римской
империи,
заложил догматические
принципы религиозно-этического
подхода к экономическим
проблемам.
[Каждый
класс
продолжает
развивать
свою идеологию]
В
раннем
средневековье
экономическая
мысль
канонистов
категорически
осуждала торговую
прибыль и
ростовщический
процент,
считая их
результатом
неправильного
обмена и присвоением
чужого
труда. Эквивалентный
обмен
считался
возможным
только при
условии «справедливых
цен». Крупная
торговля и
ссудные
операции,
как
греховные,
запрещались. [учение
Христа
повлияло
даже на
идеологов
нового
строя эксплуатации
человека
человеком] Ранние
канонисты
подразделяют
труд
на умственный
и физический,
исходят из
божественного
предназначения;
Фома
уточняет:
«Деление
людей по
различным
профессиям
обусловлено,
во-первых,
божественным
провидением,
которое
разделило
людей по
сословиям.
Во-вторых, естественными
причинами,
которые
определили
то, что
различные
люди
склонны к
различным
профессиям». [Фома
- человек
церкви. Церковь
– крупнейший
из феодалов…] Богатство
у ранних
канонистов -
совокупность
материальных
благ и
признавалось
грехом, если
оно создано
иными
средствами,
чем
прилагаемый
для этого
труд. По
Аквинскому,
«справедливые
цены» могут
быть
источником
роста частной
собственности
и создания
«умеренного» богатства,
что грехом
не является. «Справедливая
цена» -
подменяет
понятие
«рыночная
цена». Устанавливалась
и
закреплялась
на
определенной
территории
феодальной
знатью. Ранние
канонисты
объясняли
ее уровень
трудовыми и
материальными
затратами в
процессе
товарного
производства.
Аквинат
считал, что
продавец
вправе
продавать
вещь дороже,
чем она
стоит сама
по себе. Торговая
прибыль,
ростовщический
процент
осуждались ранними
канонистами.
С
оговорками
осуждал их и
Фома. По его мнению
такого рода
доходы
являлись не
самоцелью, а
заслуженной
платой за
имеющие место
в торговых и
ссудных
операциях
труд, транспортные
и прочие
издержки и
даже за риск.
[Догматизм с
одной
стороны, и
непоследовательность
– с другой] Фома
признает необходимость
денег как
меры
стоимости и
средства
обращения,
но осуждает
использование
денег для
получения
процента
(ростовщичество).
Философ
служит
своему
классу, собственнику
земли, хотя и
делает
уступки ценностям
христианского
учения. Оппонент феодальной эксплуатации:Томас
Мор (1478-1535)
английский
мыслитель,
писатель. Автор
книги «Утопия»
(буквально -
«место,
которого
нет») - жанр
художественной
литературы,
близкий к
научной фантастике,
описывающий
модель
идеального,
с точки
зрения
автора,
общества. Книга
делится на
две части: 1
часть – критика
современных
ему
общественно-политических
порядков: он бичует
«кровавое»
законодательство
о рабочих,
выступает
против
смертной
казни и страстно
нападает на
королевский
деспотизм и
политику
войн, остро
высмеивает тунеядство
и разврат
духовенства;
2 часть – об
устройстве
Утопии. Во
главе
государства
Мор ставил
«мудрого»
монарха,
допуская
для чёрных
работ рабов;
он много
говорит о
греческой
философии, в частности
о Платоне,
сами герои
«Утопии» - горячие
приверженцы
гуманизма. В
Утопии отменена
частная
собственность,
уничтожена
всякая
эксплуатация.
Взамен её
устанавливается
обобществлённое
производство.
Это большой
шаг вперёд,
так как у
предыдущих
социалистических
писателей
социализм
носил
потребительский
характер. Труд
обязательный
в «Утопии» для
всех; земледелием
занимаются
поочерёдно
все граждане
до
определённого
возраста;
сельское хозяйство
ведётся
артельно, но
городское
производство
построено
на
семейно-ремесленном
принципе -
влияние
недостаточно
развитых
экономических
отношений в
эпоху Мора. В
Утопии господствует
ручной труд,
продолжительностью
только 6
часов в день, не
изнурителен.
Обмен
в
государстве
Мора
отсутствует,
нет также и
денег, они
существуют
только для
торговых
сношений с
другими
странами,
причём торговля
является
государственной
монополией. Распределение
продуктов
в «Утопии»
ведётся по
потребностям,
без каких-либо
твёрдых
ограничений.
Государственный
строй утопийцев
несмотря на
наличие
короля -
полная
демократия:
все
должности -
выборные и
могут быть заняты
всеми. Мор
предоставляет
интеллигенции
руководящую
роль.
Женщины
пользуются
полным
равноправием.
Школа
чужда
схоластике,
она
построена
на соединении
теории и
производственной
практики. Признавая,
что
существующее
общество
неразумно,
Мор вместе с
тем
заявляет,
что оно - заговор
богатых против
всех членов
общества.
Его система
широко
ставит
вопрос об
организации
общественного
производства,
притом в
национальном
масштабе.
Однако Мор
не мог в своё время
видеть
перспективу
бесклассового
общества (в
«Утопии» Мора
рабство не
отменено) Мор появился
на стыке
двух эпох –
зрелого
феодализма и
раннего
капитализма.
Он уже идеолог
угнетенного
класса.
Как и
положено
такому, казнен
королем,
хотя и по
другому
поводу. Разумеется,
Мору было
легче
преодолеть
церковный
догматизм и
двойственность
церковной идеологии.
Между ними
расстояние
в 200 лет. Подрастает
буржуазный
способ
производства.
Со всеми его
ужасами,
жадностью,
бесчеловечностью.
И Мор ставит
точку в
истории
феодализма.
Одновременно
предвосхищает
идеи социального
равенства и
свободы,
которым предстоит
бороться
против
буржуазной
«свободы,
равенства и
братства»,
что для
новых
рабов
означает
лишь
продавать
свою рабочую
силу для ее
зверской
эксплуатации,
пока
капитал не
наестся
насмерть. Как
и
большинство
представителей
церкви
Фома
Аквинат
непоследователен.
Защищает
торговую
прибыль, ее
законность,
а также
возможность
умеренного богатства
(размеры не
уточняются)
Есть даже
революционная
идея
справедливой
цены. Но
дальше – ни-ни.
Все-таки
церковь –
крупнейший
собственник.
И он член
этой
корпорации Феодальный способ производстваОсновные
сектора
экономики –
сельское
хозяйство и
растущее
ремесленничество; Основная
форма труда –
труд лично
свободных,
но
зависимых
от феодала
крестьян и
выкупающих
свободу
ремесленников; Богатство
создается
трудом в
аграрном
секторе и в
ремесленных
цехах;
Остальные сектора
помогают
обменивать
и потреблять
произведенное
богатство; Сектор
услуг,
включая
государство
(армию, полицию,
суд, тюрьмы) растет но
не
считается
производящим |