Паритя
Матрица
Равновесие
Равновесие
Тайна числа 6
Обновления
Архив
Кольцо

Благотворительные банки Скачать в PDF'е

Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.
Часть 5.

Африканский банк развития (АфБР)
Азиатский банк развития (АБР)
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)
Роль СДР (SDR) в финансовой механике Фонда

Африканский банк развития (АфБР)

«Соглашение о создании Африканского Банка развития подписано 4 августа 1963 года в Хартуме (Судан) двадцатью тремя африканскими правительствами и вступило в силу  10 сентября 1964 года, когда двадцать стран-членов подписались на 65% первоначального размера уставного капитала.
Преамбула.
Правительства, от чьего имени подписано это Соглашение, приняли решение укрепить африканскую солидарность средствами экономического сотрудничества между африканскими странами, полагая необходимым ускорение развития обширных человеческих и природных ресурсов Африки для того чтобы стимулировать экономическое развитие и социальный прогресс в этом регионе, осознавая важность координации национальных планов экономического и социального развития для стимулирования сбалансированного роста африканских экономик  в целом и расширения африканской внешней торговли, в особенности внутриафриканской торговли, осознавая, что создание финансовой организации, общей для всех африканских стран послужила бы этим целям, убежденные, что партнерство африканских и неафриканских стран обеспечит дополнительный приток международного капитала посредством такой организации для экономического развития и социального прогресса региона, и взаимной выгоде всех сторон данного Соглашения, ДОГОВОРИЛИСЬ создать 
Африканский банк развития (далее – «Банк»), которые будет руководствоваться следующими положениями:
Статья  1 Цель
Целью Банка должно быть содействие устойчивому экономическому развитию и социальному прогрессу его региональных членов по отдельности и совместно.
Статья  2 Функции
1. Для реализации своей цели Банк должен обладать следующими функциями:
a. Использовать ресурсы, имеющиеся в его распоряжении для финансирования инвестиционных проектов и программ, связанных с экономическим и социальным развитием его региональных членов, отдавая особый приоритет:
i. Проектам или программам, которые по своему характеру или масштабу каются нескольких членов; и
ii. Проектам или программам, направленным на то, чтобы сделать экономики его членов все более взаимосвязанными и осуществлять организованное расширение их внешней торговли;
b. Предпринимать или участвовать в отбору, изучении и подготовке проектов, предприятий и мероприятий, содействующих такому развитию;
c. Мобилизовывать и увеличивать в Африке и за пределами Африка ресурсы для финансирования таких инвестиционных проектов и программ;
d. В целом, содействовать инвестициям государственного и частного капитала в Африке в проекты или программы, направленные на содействие экономическому развитию или социальному прогрессу его региональных членов;
e. Предоставлять такую техническую помощь, какая может быть необходимой в Африке для изучения, подготовки, финансирования и выполнения проектов развития или программ; и
f. Предпринимать такие действия и предоставлять такие иные услуги, которые могут содействовать его цели.
2. При выполнении своих функций Банк должен стремиться к сотрудничеству с национальными, региональными и субрегиональными организациями в Африке. Для этой же цели он должен сотрудничать с другими международными организациями, преследующими ту же цель и с другими организациями, заинтересованными в развитии Африки».

[Кроме обычного набора про развитие и содействие добавлены весьма важные фразу о сотрудничестве с национальными и региональными организациями континента. На тот случай если кто-то еще захочет помогать развитию стран Африки, пусть  делают это совместно с главнейшим акционером. «Совместно» с точки зрения доллара и США означает под их контролем.
Для этого, напомним, существует МВФ, орган финансовой разведки, управления, контроля и мониторинга всего происходящего в мире долларовых, а значит, всех мировых на тот момент (1963 год) финансов. И эту ситуацию нужно законсервировать на сколь угодно долгий срок.
Поэтому все партнеры по эксплуатации, то есть по развитию Африки, должны подровняться под интересы Банка, Фонда, Корпорации, Агентства – этих инструментов экспансии долларовых корпораций США. Мировой Банк и его «отростки» прокладывают дорогу американским корпорациям. И начинается активное освоение региона.
Весь процесс освоения описан в работе В.Ленина «Империализм» . Сначала – вывоз товаров, затем вывоз капитала.
Транснациональные корпорации давно уже работают по всему миру. Однако экспансия еще не носит глобального, системного характера. Нет всемирного учета ресурсов и потенциала каждой, даже самой малюсенькой страны или территории. А через сеть «развивающих банков», банков развивающих экспансию доллара это становится возможным.
Грабеж бедных стран теперь поставлен на научную основу, имеет мощную политическую поддержку (ООН фактически оплачивается США), военное обеспечение (ширится сеть военных баз США и созданного в 1949 году НАТО), юридическую основу (межправительственные соглашения о создании банков и других учреждений являются  добровольными).]

«3. Банк должен руководствоваться во всех своих решениях положениями Статей 1 и 2 данного Соглашения.
Статья  3. Членство  и географический регион 
1. Любая африканская страна, которая имеет статус независимого государства может стать региональным членом банка. Она может получить членство согласно параграфу 1 или параграфу 2  Статьи  64 данного Соглашения.
2. Географический регион, до которого может простираться региональное членство и деятельность Банка по развитию (упоминаемая в данном соглашении как «Африка» или «африканский», в зависимости от  ситуации), должен охватывать африканский континент и африканские острова.
3. Страны, не входящие в регион, которые являются или становятся членами Африканского Фонда Развития, или которые сделали или делают вклады в Африканский Фонд Развития на условиях и в сроки аналогичные условиям и срокам Соглашения о создании Африканского Фонда Развития могут также быть приняты в Банк в такое время и при таких общих правилах, которые должен установить Совет Управляющих. Такие общие правила могут быть изменены только по решению Совета Управляющих большинством в две трети от общего количества управляющих, включая две трети от управляющих из нерегиональных членов, представляющих не менее, чем три четверти общего числа стран-членов, имеющих права голоса».

[Частный капитал, орудующий в той же Африке, не имеет никаких обязательств по развитию какому бы то ни было местных территорий и стран. Корпорации вывозят прибыли, частично вкладывают их здесь же снова, хищнически эксплуатируя ресурсы людские и природные. Их задача полностью укладываются в ту систему «ценностей», которую описал Карл Маркс в «Капитале».
Но для второй половине ХХ века потребовалось нечто новенькое. Под разговоры о помощи, о взаимосвязанном развитии, о сбалансированном экономическом росте и прочих серьезных вещах, американский капитал, как наиболее зажиточный после двух мировых войн, пожелал влезть во все доступные регионы на политическом уровне. Для этого лучше всего подходит создание «благотворительного банка», которые объединяет региональных и пришлых акционеров. Но именно последние, как правило, и определяют политику любого такого банка. Особенно главный акционер – США.
Странно, как бы эти банки не боролись с бедностью, к примеру, она только растет в этих странах, объектах их хитроумной помощи. Хотя можно было бы и попроще сказать, не борьба с бедностью, а создание рабочих мест в реальных секторах экономики. Даже развитие этих реальных секторов. Но тут у долларовых банков полная слепота и глухота]

[Следующая цель главного акционера – Азия. Банк создаем здесь. Такой же остроумный, межправительственный, чтобы работать напрямую с руководством стран, подыскивая попутно лояльных доллару и его экспансии политиков. Так, наверное, будет точнее? ]

Азиатский банк развития (АБР)

«Глава I. Цель, функции и членство
Статья 1. Цель
Цель Банка должна состоять в стимулировании экономического развития и сотрудничестве в регионе Азии и Дальнего Востока (здесь и далее – «регион») и обеспечении ускорения процесса экономического развития развивающихся стран-членов в регионе, сообща и по отдельности.
Где бы ни использовался в данном Соглашении термин «регион Азии и Дальнего Востока» и «регион» он должен  охватывать территории Азии и Дальнего Востока, включенные в сферу действия Комиссии ООН по Азии и Дальнему Востоку".

[Здесь в тексте документа возникает привязка к ООН, органу, который, как и МВФ и Мировой Банк были созданы в 1940-х годах. На дворе уже декабрь 1966 года. ООН хотя и не является «акционерным обществом», но крупнейший плательщик взносов в его бюджет – США. Штаб-квартира организации в Нью-Йорке. И хотя по видимости новый банк хотят ассоциировать с деятельностью ООН, со всеми ее признаками. На деле же ООН все более подвязывается к деятельности главного акционера всех межправительственных банков, к доллару вообще и к его мировой экспансии в частности. ООН постепенно становится придатком глобальной политики американского финансового руководства]

«Статья 2 Функции
Для выполнения своей цели Банк должен обладать следующими функциями:
(i) стимулировать инвестиции частного и государственного капитала в регионе для целей развития;
(ii) использовать ресурсы, имеющиеся в его распоряжении, для финансирования развития развивающихся стран-членов в регионе, отдавая приоритет тем региональным, субрегиональным, а также национальным проектам и программам, которые будут содействовать наиболее эффективно сбалансированному экономическому росту в регионе в целом, уделяя особое внимание нуждам малых менее развитых стран-членов в регионе;
(iii) удовлетворять запросы от стран-членов в регионе для помощи им в координации их политики и планов, имея в виду достижение лучшего использования их ресурсов, делая их экономики более взаимосвязанными и способствуя расширению их внешней торговли, в частности, внутрирегиональной торговли;
(iv) предоставлять техническую помощь при подготовке, финансировании и реализации проектов и программ развития, включая разработку специальных предложений по проектам;
(v) сотрудничать таким образом, как Банк может считать приемлемым в рамках данного Соглашения, с ООН, ее органами и  вспомогательными структурами, включая в частности Экономическую Комиссию по Азии и Дальнему Востоку и с государственными международными организациями  и иными международными учреждениями, а также национальными юридическими лицами, государственными или частными, которые участвуют в инвестировании средств в развитие региона и заинтересовывать такие организации и юридические лица новыми возможностями для инвестиций и помощи; и
(vi) предпринимать другие аналогичные действия и предоставлять такие услуги, которые могут  содействовать его целям».

[Прошло уже семь лет с момента создания Межамериканского банка-таки развития, но данный устав в части целей и задач практически ничем не отличается от предыдущего. Словно писались уставы в одних и тех же кабинетах. И цели фактические, а не заявленные на бумаге перекочевали из «первичного устава» - Мирового Банка. Выпали из текста лишь слова о послевоенной и разрушенной экономике. Теперь Банк сам будет стимулировать разрушения, своей благотворительной технической и финансовой помощью, после которой экономика Латинской Америки достигнет невиданного экономического роста. И, как всегда, большей взаимосвязанности, «правильной внешней торговли и лучшего использования местных ресурсов (трудовых и природных). А то без советов Банка они не знают, как распоряжаться своими богатствами, куда тратить свои скромные накопления и определять национальную политику экономического и социального развития.
Теперь у них появляется главный и самый опытный консультант по развитию, по экономике, по финансам. Он же главный акционер их Банка. Приходит уже не один, а со своими подручными, вроде Соединенного Королевства или Западной Германии]

«Статья 3 Членство
1. Членство  в Банке должно быть открыто для: (i) членов и ассоциированных членов Экономической Комиссии ООН по Азии и Дальнему Востоку; и (ii) другие региональные страны и не входящие в регион развитые страны, которые являются членами ООН или любое из ее специальных агентств.
2. Страны, имеющие право на членство согласно параграфу 1 данной Статьи, которые не становятся членами в соответствии со  Статьей 64 данного Соглашения, может быть разрешено при таких сроках и условиях которые может определить Банк для членства в Банке по большинству в две трети голосов от общего числа Управляющих, представляющих не менее трех четвертей их общего количества.
3. … Термин «Страна», как он используется в Соглашении, должен включать территорию, которая является ассоциированным членом Экономической Комиссии ООН по Азии и Дальнему Востоку.
Глава II Капитал
Статья 4 Уставный капитал»

[обратим внимание, что уставный капитал по-прежнему заявлен в долговых долларах США, страны, которой даже нет в этом регионе]

«1. Размер уставного капитала Банка должно составлять один миллиард долларов ($l 000 000 000), выраженный в долларах США весом и содержанием  по состоянию на 31 января 1966 года. Доллар, где бы ни упоминался в данном Соглашении, должен означать доллар США, указанной выше стоимости. Размер уставного капитала должен быть разделен на сто тысяч (100 000) акций номиналом десять тысяч долларов ($10 000) каждая, который должен быть доступен для подписки только членам согласно с положениями Статьи данного Соглашения.
2. Первоначальный размер уставного капитала должен быть разделен на оплаченные акции и подлежащие уплате по требованию. Акции, имеющие совокупную номинальную стоимость пятьсот миллионов долларов ($500 000 000), должны быть оплаченными акциями, и акции, имеющие совокупную номинальную стоимость пятьсот миллионов долларов ($500 000 000), должны быть акциями, подлежащими уплате по требованию.  
3. Размер уставного капитала Банка может быть увеличен Советом Управляющих в такое время, на таких условиях и в сроки, которые могут считаться целесообразными при голосовании двумя третями голосов Управляющих, представляющих не менее трех четвертей от общего количества стран-членов имеющих право голосовать».

[Последним по счету банком развития на сегодня стал Европейский Банк. В нем даже было воспроизведено наименование Мирового банка, как банка «реконструкции и развития». Словно речь идет о восстановлении Европы после войны. К «войне» приравнивается существование на части ее территории государственного социализма, или так называемого советского блока.
После падения берлинской стены и воссоединения Германии путь к новым территориям был открыт долларовым корпорациям. Но сначала тропинку должен был проложить Банк «послевоенного развития».  Он готовит почву, собирает информацию, ищет слабые места и ключевые фигуры в политике, ориентированные на господство доллара. После этого страны Центральной и Восточной Европы, страны бывшего СССР, одна за одной пройдя через обязательное членство в МВФ попадают в лапы соответствующих банков по региональной принадлежности. Банки им предлагают свою обычную помощь в «послевоенном восстановлении», «экономическом развитии», равновесии платежных балансов, в подготовке программ и планов развития, которые выведут эти страны на новые невиданные высоты современного развитого капитализма.
Посмотрим, внес ли что-то новое в  свои словеса Европейский Банк.]

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)

«1. Цель Банка состоит в том, чтобы, внося вклад в экономический прогресс и реконструкцию, содействовать переходу к открытой экономике, ориентированной на рынок, а также развитию частной и предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы, приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики и проводящих их в жизнь. Цель Банка может также достигаться в Монголии на тех же самых условиях. В этой связи любая ссылка в настоящем Соглашении и приложениях к нему на «страны Центральной и Восточной Европы», «страны из Центральной и Восточной Европы», «страна-получатель (или страны-получатели)» или «страна-получатель, член Банка (или страны-получатели, члены Банка)» относится также и к Монголии».

[Кто-то из американских экономических гениев придумал даже новый термин «экономики переходного периода», которыми обозначили все так называемые  социалистические страны, избравшие свободную демократию и капитализм в качестве будущего для себя.
В теории нигде не прописано, сколько будет длиться этот «переход». Может быть, всю жизнь, так и не закончившись. А в этот период обеспечена бесконечная помощь вездесущих банков развития.]

«Статья 2: Функции
1. Для достижения на долгосрочной основе своей цели по содействию переходу стран Центральной и Восточной Европы к открытой экономике, ориентированной на рынок, и по развитию частной и предпринимательской инициативы Банк оказывает содействие странам-получателям, членам Банка в осуществлении структурных и отраслевых экономических реформ, включая демонополизацию, децентрализацию и разгосударствление (приватизацию), чтобы помочь экономике этих стран полностью включиться в мировую экономику путем:
(i) содействия через частных и иных заинтересованных инвесторов налаживанию, совершенствованию и расширению продуктивной, конкурентоспособной и частнопредпринимательской деятельности, в частности, малым и средним предприятиям;
(ii) привлечения внутреннего и иностранного капитала, а также управленческого опыта для достижения цели, указанной в пункте (i);
(iii) содействия продуктивным инвестициям, включая инвестиции в сферы услуг и финансов, и в соответствующую инфраструктуру, когда это необходимо для поддержки частной и предпринимательской инициативы, способствуя тем самым созданию конкурентной среды и повышению производительности труда, уровня жизни, а также улучшению условий труда;
(iv) оказания технического содействия в подготовке, финансировании и осуществлении соответствующих проектов, как отдельных, так и в рамках специальных инвестиционных программ;
(v) стимулирования и поощрения развития рынков капитала;
(vi) поддержки обоснованных и экономически жизнеспособных проектов, в которых принимает участие более одного члена-получателя;
(vii) содействия во всей своей деятельности экологически здоровому и устойчивому развитию; и
(viii) осуществления такой иной деятельности и оказания таких иных услуг, которые могут способствовать выполнению указанных функций».

[Цели заявлены: децентрализация, приватизация, разукрупнение, которые в условиях долго существовавшей государственной экономики будут, стало быть, означать ее разрушение до основания. А на обломках экономики Банк начнет поддерживать «экономически жизнеспособные проекты», оказывать техническое содействие, тащить сюда «продуктивные инвестиции» в сферу услуг, финансов и соответствующую инфраструктуру. Нигде все же нет речи о реальном секторе. Оно и понятно. Конкурент на рынке не нужен. Его нужно не развивать, а ставить в полную зависимость от своих капиталов, от своего оборудования и запчастей. Или просто уничтожать, разрушать до основания.
А под эту сладкозвучную песню развития и экономического роста можно покалякать про экологически здоровое и устойчивое развитие и какую-то там «конкурентную среду».]

«2. При выполнении функций, указанных в пункте 1 настоящей статьи, Банк работает в тесном сотрудничестве со всеми своими членами и, в той форме, какую он сочтет целесообразной в рамках настоящего Соглашения, с Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией, Многосторонним агентством по гарантированию капиталовложений и Организацией экономического сотрудничества и развития, а также сотрудничает с Организацией Объединенных Наций и ее специализированными учреждениями и другими соответствующими органами, равно как и с любой публично-правовой или частной организацией, связанной с экономическим развитием и инвестициями в странах Центральной и Восточной Европы».

[Для комплексной обслуживания  новых буржуазных стран Европейский Банк подключил к работе согласно Договору всю группу своих учреждений: Фонд, Корпорацию, Агентство и даже ООН. Лишь бы только не сорвались с долларового крючка вновь прибывшие в царствие доллара, в царствие этой денежной благодати и всеобщей великой радости от свободы продавать и продаваться. Наконец-то позади социализм и коммунизм, как общепризнанная ересь. И теперь можно слиться с многоликой, безликой массой долларовых провинций всемирного главного акционера. Банк протоптал дорожку своим транснациональным корпорациям и их бесчисленным компаниям-консультантам. Они советуют, как лучше и эффективнее вложить долговые (состоящие из государственных долгов) доллары в «экономический рост» новых независимых от своей свободы выбора стран.
Проектов много, как и поводов пограбить на законном основании любую независимую территорию. Докажи свою лояльность доллару и его всемирным учреждениям – и обещание развития твоей стране обеспечено]

«Статья 3: Членство
1. Членство в Банке открыто для:
(i) (1) европейских стран и (2) неевропейских стран, являющихся членами Международного валютного фонда; и
(ii) Европейского экономического сообщества и Европейского инвестиционного банка.
2. Страны, имеющие право стать членами в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, которые не становятся членами согласно статье 61 настоящего Соглашения, могут быть приняты в члены на условиях, которые может установить Банк, если за это проголосует не менее двух третей управляющих, представляющих не менее трех четвертей от общего количества голосов, на которое имеют право члены».

[Хочешь развиваться? Хочешь получать дешевые, как кажется, кредиты, тогда придется принадлежать системе МВФ и Мирового Банка. Добровольно. Но уж слишком похоже на принуждение. Вроде, как страна вышла к новому свободному миру, а он уже весь раскроен на долларовым манер ]

«Глава II: Капитал
Статья 4: Разрешенный к выпуску акционерный капитал
1. Первоначальный разрешенный к выпуску акционерный капитал устанавливается в размере десяти миллиардов (10 000 000 000) ЭКЮ. Он делится на один миллион (1 000 000) акций по десять тысяч (10 000) ЭКЮ каждая по номиналу, подписаться на которые могут только члены в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения.
2. Первоначальный акционерный капитал делится на оплачиваемые акции и акции, подлежащие оплате по требованию. Первоначальная общая номинальная сумма оплачиваемых акций составляет три миллиарда (3 000 000 000) ЭКЮ.
3. Разрешенный к выпуску акционерный капитал Банка может быть увеличен в такое время и на таких условиях, которые могут быть признаны целесообразными, если за это проголосует не менее двух третей управляющих, представляющих не менее трех четвертей от общего количества голосов, на которое имеют право члены».

[Для тех, кто не помнит, ЭКЮ – это предшественник евро, коллективная валюта 16 стран Европейского Союза. «Коллективная валюта» помогала доллару сдерживать коллективную экономическую мощь Союза, растущую во всех смыслах, особенно в производственно-технологическом отношении.  ЭКЮ, созданная в 1979 году как будто бы для смягчения колебаний валютных курсов стран Союза, на самом деле более всего помогала американскому доллару продолжать господствовать в мировых финансах.
Все валюты стран – членов МВФ и МБ приравнивались к доллару, до его краха в начале  1970-х и отмены свободного размена на золото. Затем МВФ заставил всех своих членов «поверить» будто СДР, новая искусственно созданная валюта, станет новым золотым стандартом. И все валюты теперь будут приравниваться к СДР, но через доллар. То есть опять доллар был искусственно реанимирован как «золотоподобный» всеобщий эквивалент.
Доллару было бы легче справиться с меньшим количеством валют, входящих в ЭКЮ и легче противостоять им, если бы их количество, необходимое для расчета курса СДР, было существенно меньше. Этого удалось достичь к 1999 году. Введена единая валюта евро. Теперь курс СДР рассчитываться не основе полутора дюжин валют, а всего лишь четырех. Так легче держать в узде финансовое могущество Европы. Можно периодически «успокаивать» амбиции Европы через закачивание в нее пустых долговых долларов.  ]

«Статья 5: Подписка на акции
1. Каждый член подписывается на акции акционерного капитала Банка при условии выполнения требований своего законодательства. Всякая подписка на первоначальный разрешенный к выпуску акционерный капитал осуществляется на оплачиваемые и подлежащие оплате по требованию акции в соотношении три (3) к семи (7). Первоначальное количество акций, на которые могут подписаться стороны, подписавшие настоящее Соглашение и ставшие членами в соответствии со статьей 61 настоящего Соглашения, установлено в приложении А. Каждый член должен первоначально подписаться не менее чем на сто (100) акций.
2. Первоначальное количество акций, на которые должны подписаться страны, принятые в члены в соответствии с пунктом 2 статьи 3 настоящего Соглашения, определяется Советом управляющих, при условии, однако, что не будет допускаться такой подписки на акции, которая приведет к снижению процентной доли акционерного капитала, принадлежащего странам - членам Европейского экономического сообщества совместно с Европейским экономическим сообществом и Европейским инвестиционным банком, ниже уровня, соответствующего большинству от общей суммы акционерного капитала, на который осуществляется».

[Теперь обещанный фрагмент про СДР, про это тайное оружие МВФ и МБРР в борьбе за гармоничное  развитие и процветание бедных стран на деньги богатых]

Роль СДР (SDR) в финансовой механике Фонда

«СДР был (будем говорить о нем в мужском роде, как о долларе, хотя СДР – это «права заимствования) создан МВФ в 1969 году для поддержки, а фактически – для замещения, Бреттон-Вудской системы фиксированных обменных курсов. Страна, участвующая в этой системе нуждалась в официальных резервах – вложениях правительства или центрального банка в виде золота и свободно конвертируемых валют, – которые могли бы использоваться для покупки валюты данной страны на зарубежных валютных рынках, если это требуется для поддержания обменного курса. Но международное предложение двух ключевых резервных активов – золота и доллара США – оказалось неподходящим для поддержки расширения долларовой мировой торговли и обусловленного этим финансового развития, которое имело место. Поэтому «мировое сообщество» (в лице МВФ и МБРР, например) решило создать новый международный резервный актив  под покровительством МВФ. В реальности правительство банков и корпораций США добились того, что вместо одной валюты, эмитируемой в Америке, появилась еще одна – СДР. И теперь эти «близнецы», как виделось идеологам МВФ, могли бы решить проблемы все тех же платежных балансов и кредитов уже в новой валюте, СДР.
Однако невозможно сколь угодно долго обманывать мировое сообщество своей бумажной мощью. Периодические кризисы, частота и масштаб которых нарастает, не убеждают в силе доллара или СДР.
Через несколько лет после краха Бреттон-Вудской системы основные валюты перешли к режиму плавающих валютных курсов. Вдобавок, рост международных рынков капитала увеличил заимствования кредитоспособных правительств.  Оба эти обстоятельства уменьшили потребность в СДР.
СДР не является ни валютой, ни требованием к МВФ. Напротив, это потенциальное требование на свободно обращающиеся валюты стран членов МВФ. Держатели СДР могут получить эти валюты в обмен на их СДР двумя способами: во-первых, через соглашение о свободном обмене между членами; во-вторых,  когда МВФ определяет страны с сильными внешнеторговыми позициями, с тем чтобы они купили СДР у членов со слабой внешнеторговой позицией. В дополнение к своей роле дополнительного резервного актива СДР служит единицей учета для МВФ и некоторых других международных организаций.
Как, например, Африканский банк развития, который «избрал» в качестве своей единицы СДР согласно своим уставным документам. В данном случае, стоимостная структура национальных валют стран-членов Африканского банка развития такова, что они даже против своей воли постоянно (уже с 1963 года) кредитуют СДР и доллар. У СДР появился огромный – континентальный – резерв дешевого труда и ресурсов, который подпитывает эту хилое бумажное золото, родившееся в кабинетах МВФ. СДР крепнет, постоянно ослабевая от растущих государственных долгов США, и продолжает высасывать стоимости в том числе у африканских национальных экономик.
Корзина валют, определяющих стоимость СДР
Стоимость СДР была первоначально определена как эквивалент 0,888671 граммов чистого золота, – которое на тот момент было эквивалентно одному доллару США. Однако после краха Бреттон-Вудской системы в 1973 году СДР был переопределен как корзина валют, которая на сегодня состоит из евро, японской йены, фунта стерлинга и доллара США. Стоимость СДР, выраженная в долларах, ежедневно помещается на сайте МВФ. Она вычисляется как сумма удельных весов четырех валют, выраженных в долларах США, на основе обменных курсов, определяемых в полдень каждый день на Лондонской бирже.
Состав корзины пересматривается каждый пять лет Исполнительным Советом для того чтобы гарантировать, что он отражает относительную важность валют в мировой торговой и финансовой системах.  Следующий пересмотр «корзинки» будет в конце 2010 года.

 

b_banks_3
Рисунок 1. Структура и ряд задач международных финансовых организаций (в цифрах – год создания).


АfDB – African Development Bank.

Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма. ПСС, т.27.

АDB - Asian Development Bank.

EBRD – European Bank for Reconstruction and Development

ECU – European Currency Unit.

См. выпуск «Вече» № 71, июль 2009 года, «Мировой продукт».

 

 

Наверх