1234 5 6
<< Назад Дальше >>

 

Характерные признаки мещанского способа производства загрузить pdf-файл

Государство

Государство, родившееся из необходимости вооруженного насилия собственника над не-собственниками, есть продукт непримиримости классовых противоречий. Извечная война классов из-за противоположных интересов собственников средств производства (в первую очередь земли и всего что в ней и на ней находится) и лишенных собственности (рабов, крестьян или наемных работников), порождает неизбежность военно-государственного и «правового» насилия по отношению к этим неимущим.

У государства эпохи Собственности есть репрессивный аппарат на случай, если эксплуатируемый собственником работающий человеческий материал периодически оказывается слишком строптивым для реализации целей мещанского способа воспроизводства, на высшей его фазе, капиталистической.

Главная мещанская цель (при рабовладении, феодализме, капитализме) – увеличение собственности с помощью различных военных, политических и экономических механизмов.

Современное государство мещан и обывателей обязано своей головокружительной карьерой растущему капиталу. Капитал – высшая форма развития отношений собственности, когда собственность, как главная идея, и соответствующие ей институты распространили свое влияние в масштабах всей планеты.

Система всемирного капиталистического товарного производства нуждается в «условно вышестоящей» инстанции, гарантирующей соблюдение рамок конкуренции, общие правовые основы защиты собственности  и предпосылки создания и возрастания стоимости. Это предопределило потребность в создании современных структур национальных правительств и всемирных межгосударственных бюрократических институтов (главным образом военных, политических и финансовых).

В зрелой форме – массовой демократии мещан – государство вынуждено было еще в XIX и повсеместно в ХХ веке взять на себя и решение растущих социально-экономических задач, общеполезных функций, объективно необходимых всему обществу, обеспечивающих работу общества как единого целого. Помимо узаконенного насилия в интересах собственника, государство обеспечивает теперь политическое, военное, хозяйственное единство территории, носящей имя данной страны.

Налоги

Государство формирует систему налогов, необходимую для исполнения функций правительства, войска, судов, парламента. Первоначально налоги шли в основном на содержание короля, его армии, свиты, феодалов (дворян) и духовенства, и назывались тогда попроще – подать, сбор, оброк, дань.

По мере истощения феодального способа производства и замены его зреющим капиталистическим строем в рамках все той же целостности мещанского способа производства налоговые системы становились более развитыми, «цивилизованными» и сложными. Сбор и перераспределение налогов сформировали отдельную, обширную функцию государственного аппарата. Растет количество объективно необходимых обществу функций, увеличивается количество налогов и потребность постоянного возрастания государственного бюджета.

Бюджет

В бюджете государства собираются и расходуются его налоги. Процесс бюджета приобретает все более плановый и размеренный характер. Понятно, что приоритетом любого мещанского правительства являются военные, политические и законодательно-судебные вопросы, обусловленные важностью сохранения существующей системы собственности и закрепления механизмов работы государственной структуры, угодной собственникам, и обслуживающей их интересы.

Здесь же, в бюджете, формируются долги государства. Эти долги, внешние и внутренние, не являются реальными денежными средствами. Это долговые обязательства государства, обещания расплатиться из будущих доходов, из предстоящих бюджетов. То есть эти средства не существуют в реальной действительности, и не могут появиться как фактические деньги, поскольку на обслуживание и обеспечение старых долгов набираются новые долги, образуя растущую во времени пирамиду.

Однако бюджет это не только процесс сбора и перераспределения собранных налогов. Бюджет – это план предстоящих доходов и расходов страны, ее народа, на определенный период, исходя из огромного числа задач, за которые формально отвечает государственный аппарат и которые обеспечены средствами  бюджета для поддержания общеполезных функций государства. Тем не менее функции всеобщего интереса не всегда реализуются на благо общества. Чиновники, распорядители бюджетных средств, как самостоятельная сила присваивают себе данную функцию всеобщего интереса. И эта функция становится частным интересом государственных чиновников для себя. Бюджет государства при капиталистическом мещанском экономическом строе становится объектом добычи настоящих разбойников, мечтающих о себе как о будущих крупных собственниках, а не служащих по найму у народа. Бюджет становится соблазном.

Деньги

Деньги – самый важный инструмент государства для реализации своих функций, а также для обслуживания функционирования предприятий класса собственников, в интересах которого и образовалось государство.

Деньги в форме золотых и серебряных монет или слитков, обслуживающие обмен товаров, существовали и ранее, до того как государство присвоило себе функцию выпуска долговых обязательств в виде бумажных квитанций. С этого момента государство и бумажные казначейские билеты стали неразрывными.

Государство, его налоги, бюджет и активы становятся гарантом выпуска долговых обязательств из бумаги, или денег, привычных для новейшего этапа мещанского способа производства. А деньги – бумажной кровью государственного механизма бюджета, налогов и всеобщего обмена товаров и услуг, обслуживающих мещанский экономический строй.

Технологический прогресс, ускоряющий процессы производства и обмена в экономике, приводит к вытеснению бумажных и металлических денег и замене их на электронные записи о «деньгах», хранимых на счетах в банках. Количество записей каждый может уменьшать с помощью пластиковой карты, которая связывается с записью в банке через банкоматы или кассовые аппараты при расчете за товары и услуги. Деньги в качестве процесса становятся невидимыми глазу, но отчетливо ощутимыми для центральных банков правительств и остальных денежных и финансовых учреждений, участвующих в движении денег и их производных.

Такие нововведения в части денег – несущей конструкции современных правительственных и межправительственных мега-структур – выгодны как государству, принадлежащему собственникам средств производства и обмена, так и самим собственникам. Банки, страховые и инвестиционные компании, финансовые учреждения становятся частью единой инфраструктуры, продающей и покупающей деньги и долги, как реально существующие, так и фиктивные. Последних, разумеется, становится намного больше чем реальных, что объясняется  самой сутью мещанского способа производства, который в силах соблазнить любого чиновника, мелкого и среднего собственника возможностью обмануть, украсть, присвоить и разбогатеть в конечном счете.

Инфраструктура

Инфраструктура современного общества выросла из непрерывно увеличивающихся по числу и многообразию задач, стоящих перед национальными правительствами и растущим масштабом деятельности мирового капитала.

Новые задачи появляются по мере развития и возрастания мощи производительных сил, стимулирующих новые потребности. Скоростной транспорт, электроэнергетика, связь, массовое информационное производство появляются не сами по себе, а в ответ на объективные потребности развивающегося общественного производства. Все это элементы инфраструктуры.

Исторически за содержание дорог, работу почты, единые границы, финансы, войско отвечало государство, собирая для этого в казну деньги посредством налогов и распределяя их на содержание этой инфраструктуры. Предприятия инфраструктуры не похожи на предприятия реального сектора, которые сами создают доходы. Они участвуют в расходовании доходов в качестве затрат на услуги инфраструктурных мощностей. Стоимость потребленных услуг входит в состав производимой продукции и услуг. Поэтому государство продолжает собирать средства в бюджет на содержание  и развитие инфраструктурных отраслей, возможность которых выживать зависит от деловой активности крупных собственников и одновременно от наличия платежеспособного спроса у остального населения.

Периодические судороги приватизации-денационализации не изменяют принципов работы инфраструктуры, ее экономического механизма. Она является обузой для бизнеса, который в любой момент готов переложить расходы на ее содержание на плечи бюджета. Исключение составляют только естественные или «сверхъестественные» (всемирные) монополисты.

Хотя именно через инфраструктуру, через эти сетевые технологии идет трансформация, необратимое преобразование, диалектическое отрицание мещанского способа производства в его последней стадии, при капитализме. Мещанская система воспроизводства переходит в свою противоположность, - общинный способ производства - элементы которого уже имеются внутри нее. Мещанская узость приходит в противоречие с существом работы всех локальных и глобальных сетей инфраструктуры – транспорта, связи, энергетики, информационного производства, финансов, функционирующих как объективно общественные системы, невозможные в полную силу в качестве частных.

Инфраструктура, работающая как общее, или всеобщее благо, не может находиться в безраздельной собственности одного собственника, который не может и не будет мыслить и действовать в общих интересах, а лишь подчиняясь своей выгоде. Он – частный собственник, мещанин. Поэтому инфраструктура, развиваясь и обосновываясь внутри мещанского способа производства, изнутри подтачивает и разрушает все его существо, превращая в противоположность самому себе.

Инфраструктура безотказно готова работать (на бюджетные средства) только для нужд крупного капитала, особенно для транснациональных корпораций. Для корпораций крупнейших собственников правительство расшибется в лепешку, но вынет необходимое из общенационального бюджета. Остальное – для индивидуальных потребителей, клиентов, пассажиров и т.д. Главное обеспечить скорость и эффективность оборота частных и государственных капиталов. Но пределы «частного в общественном» уже достигнуты.

К тому же крупный капитал уже давно приобрел все структуры и функции государственного аппарата в частное пользование (а не в собственность, что хлопотно и дорого).

Социальные услуги

Еще более вопиющее противоречие наблюдается между  мещанскими целями частного собственника, который определяет структуру и функции под свои эгоистические цели, и единым интересом в получении стандартных социальных услуг. К тому же чиновничье государство, распознавшее свои корыстные интересы от использования общей собственности и бюджетных средств, тоже превратилось в мещанскую контору, замкнутую на себя.

Расходы на социальные услуги для простолюдинов чиновничью касту так же раздражают, как и разбогатевших мещан.

К социальным услугам относятся образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культура, наука, спорт. Все социальные статьи расходов бюджета объективно становятся обузой для правительства, государства, обслуживающего интересы мещанского экономического строя, а потому и само являющееся по своей идеологии мещанским. Главное для такого государства – выжить, спасти свою правительственную шкурку. Эта идея просвечивает в каждой молекуле государства, в каждом гражданском или военном чиновнике. Честные, совестливые чиновники отторгаются со временем самой тканью мещанского государства.

Правительства, нанятые собственниками, они же власть, давно выбрали для себя приоритеты в расходах – военная промышленность, содержание армии, спецслужб, полиции, судов и тюрем. Среди этих приоритетов нет образования, здравоохранения, социальной помощи и культуры. Даже если такие статьи есть в бюджете, то их удельный вес ничтожно мал.

Государственное лицемерие проявляется в возможности получать так называемые платные услуги. Они по карману только собственникам, к которым большинство народа, большая часть мещан-налогоплательщиков, не может себя отнести. Им доступны лишь «бесплатные услуги», оказываемые без большой охоты и в пределах лимитов по соответствующим статьям бюджета. Но даже и эти средства местные и центральные чиновники ухитряются умыкнуть.

Работа предприятий социальных услуг и инфраструктуры не может быть организована как процесс создания стоимости. Услуги любых отраслей – это расходование доходов, созданных в отраслях материального производства.

Услуги в целом, социальные, инфраструктурные, – это затраты общества на производство, обмен и распределение произведенного материального продукта. Поэтому услуги новую стоимость не создают, они увеличивают совокупные затраты общества на воспроизводство.

Так вот, государство, собирающее налоги с граждан и компаний, на свой страх и риск, то есть так, как само себе понимает общенациональное планирование и организацию производства услуг и инфраструктуры, ведет это дело. Чаще государственный аппарат мещанского способа производства представляет себе общий интерес – работу сети инфраструктуры и сети социальных услуг – как частное дело чиновников-распорядителей. При этом государство руководствуется, прежде всего, интересами крупного и среднего капитала.

Отвечать за их работу, налаживать ее крупный и средний капитал не собирается, если это не сулит хотя бы временные сверхдоходы, как  в сфере беспроводной связи, скоростного интернета для нужд финансовых глобальных операций, все больше похожих на  мошенничества, а не на производство товаров или услуг.

В итоге большая часть затрат на работу инфраструктуры, работу сети социальных услуг перекладывается на граждан. Кроме тех случаев, когда производственные мощности инфраструктуры на время или «навсегда» приватизированы частным капиталом, опять-таки для получения локальных или глобальных сверхприбылей.

Если качество, количество, длительность или эффективность услуг не устраивают граждан, особенно из пролетарских слоев, не радуют мещанское население, то государство никому ничем не обязано. Налоги собраны, распределены и потрачены, новые долги правительства добавились к старым. Все как обычно.

Государство, распустившееся при капиталистическом способе производства (как и при рабском и при феодальном строе), исполняет функцию всеобщего интереса лишь формально. Предназначение государства не предопределяет его приверженность общему благу народа, бескорыстное служение ему. Больше других услуг или функций предпочитает самую первую по хронологии появления, функцию вооруженной защиты собственника и собственности. Все, что связано с армией, полицией, судом, тюрьмой, военным производством – это, безусловно, и выгодный бизнес для государства и корпораций (военные заказы и подряды), и кажущаяся гарантия сохранения мещанского способа производства на долгие времена.

Армия, ВПК

Функции развитого мещанского государства, связанные с использованием оружия и репрессивного аппарата, никогда не будут выпущены им из рук. Они служат сохранению собственности, системы эксплуатации наемных работников капиталом и всецело подчинены этой величайшей для данной эпохи цели. Ради нее капиталистическое, последнее из мещанских форм государство крупных, средних и мелких собственников готово всегда пустить в ход оружие (как и вкладывать в его производство, в военные разработки, в финансирование войн и конфликтов).

Государство и капитал сливаются в «военном» экстазе, за которым, как правило, следует агрессия, свойственная природе капитала и государства, так как они основаны на собственности. А собственность – на краже (или грабеже),[1] даже если это невидимая глазу кража неоплаченного рабочего времени. Собственность (кражу) мещане всегда готовы защищать вооруженным путем.

Таким образом, объективная общественная функция государства –предоставлять самые разные услуги, обеспечивающие жизнедеятельность всего народа, приходит в противоречие с частными интересами и целями чиновников госаппарата.

 

 

1234 5 6 << Назад Дальше >>

 

Характерные признаки мещанского способа производства. 1

 



[1] В любой собственности присутствует определенный процент украденного неоплаченного рабочего времени или прямого грабежа, в особенности характерного в отношении нормы прибыли транснациональных корпораций в развивающихся странах.