МСП - Мещанский способ производства

мещанский способ производства
Выбор

МЕЩАНСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА: ДЕНЬГИ

В.М.Чернышев
Мещанский способ производства: деньги загрузить pdf-файл

©Издательская группа «Утопия», 2014
©Чернышев В.М.

 

МЕЩАНСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА: МЕЩАНЕ

 

Введение

Товар

Товар-Товар

Товар-Деньги-Товар

Деньги-Товар-Деньги’

Деньги-Товар-Деньги’’’’’

Деньги-Деньги’’-Деньги’’’’

1) Валовой внутренний продукт

2) Валовой выпуск продукции

3) Денежная масса и денежное обращение

4) Частичка банковского резервирования

5) Чудеса бухгалтерского учета

6) Государственный бюджет США

Сколько денег можно украсть за один год?

Война как последнее чудо мещанской экономики

Эпилог. Деньги как извращение долговой экономики

Предметный указатель

Список иллюстраций

Список таблиц

 4) Частичка банковского резервирования

Частичное банковское резервирование – это такая банковская деятельность, при которой только некоторая часть банковского вклада хранится как банковский резерв: в виде наличности или других высоколиквидных активов, доступных для изъятия (вроде снятия денег со счета).[1] Большую же часть отданных на хранение денег банк выдает обратно в виде кредитов, при этом оставляя хотя бы декларативную возможность изъятия всех депозитов по требованию.

Обязательный резерв (или показатель резервной наличности) является правилом Центрального банка, применяемым большинством, но не всеми центральными банками мира. Показатель устанавливает минимальную долю вкладов клиентов и денежных средств, которые каждый коммерческий банк должен иметь в качестве резервов (а не выданных в кредит). Эти обязательные резервы, как правило, в виде наличности, физически хранящейся в банковском сейфе (денежном хранилище) или вкладов размещенных в центральном банке.[2]

Норматив обязательных резервов, иногда используется в качестве инструмента денежно-кредитной политики. Размер резервов, по идее, должен оказывать влияние на заимствование страной и процентные ставки, изменяя количество средств, доступных для выдачи кредитов банками.[3] Центральные банки Запада редко изменяют резервные требования, потому что это приводило бы к немедленным проблемам с ликвидностью для банков с небольшим количеством избыточных резервов. Эти банки, как правило, предпочитают использовать операции на открытом рынке (покупка и продажа правительством выпущенных облигаций) для реализации своей денежно-кредитной политики.

Народный банк Китая, например, использует изменения резервных требований в качестве инструмента для борьбы с инфляцией,[4] и повысил резервные требования в десять раз в 2007 году и в одиннадцать раз с начала 2010 года, добиваясь тем самым максимальной устойчивости своей национальной валюты и ее независимости от внешних финансовых колебаний.

Финансовое учреждение, которое обладает запасами сверх необходимой суммы, как говорят, держит избыточные резервы.

 

Увеличение кредитной массы против размещенных во вкладах средствах можно выразить формулой.

где

R – резервное требование центрального (государственного) банка;

mвеличина кредитной массы, номинально обеспеченной требуемым резервом.

Зная значение резервного требования можно рассчитать, во сколько раз можно увеличить кредитную массу на одну единицу резерва (депозита). Например, при  величине резерва 20%, это значение R может быть записано в виде дроби: R = 1/5. Соответственно, величина кредитной массы на единицу резерва будет равна m =1/20% = 5. То есть объем кредитной массы против средств на депозитах может быть увеличен в 5 раз при резервном требовании равном 20%.

В США, где ФРС устанавливает резервные требования по кредиту, если сумма кредита менее 12,4 млнолларов, то минимального резервного требования просто нет. Между 12,4 млн. и 79,5 млн. долларов значение резерва должно быть равно 3%. Кредит свыше 79,5 млн. долларов должен быть обеспечен резервом в размере 10%.[5] Следовательно, во втором и третьем случае с кредитной массой против суммы вкладов в США можно увеличить в 33 раза и в 10 раз, соответственно.

Между тем именно мелкие вклады составляют зачастую самый большой массив денежных средств, поэтому нулевой резерв распространяется на подавляющую часть вкладов (мелких вкладчиков). Они и рискуют больше всего при разорении банков.

Есть страны не имеющие резервных требований по кредитной массе. К ним относятся: Канада, Великобритания, Новая Зеландия и Швеция, Австралия и Швеция.

Это не означает, что центральные банки здесь могут создавать деньги без ограничений. Напротив: банки ограничены требованиями к капиталу, которые, возможно, более важны, чем требования резервирования кредитной массы даже в странах, которые имеют такие резервные требования.

Хотя требования к капиталу не являются такими уж жесткими. В США, к примеру, в соответствии с Законом о федеральном страховании вкладов в нормально капитализированном  финансовом учреждении отношение капитала первого уровня к рискованным активам должно быть равно, по крайней мере, 4%. Резервный капитал, как «другое наименование» частичного банковского резерва, не спасает банки от необходимости врать, что деньги обеспечены. Учреждения с показателем ниже 4% считаются недостаточно капитализированными, и те, у которых показатель ниже 3%, считаются крайне недостаточно капитализированными.

Структура активов и пассивов типичного современного банка в промышленно развитых странах, не говоря даже о капитале банка тоже, как правило, не является идеальной, и с годами только ухудшается: реальные активы чаще вытесняются ценными бумагами с нечеткой рыночной ценой или даже производными от этих бумаг.

Так, в суммарной структуре активов всех коммерческих банков США по состоянию на начало марта 2014 года кредит составляет 71,9%, в том числе ценные бумаги (19,3% от всей суммы активов) и Кредиты и лизинг в банковских кредитах (52,6%). В последнюю категорию входят: кредиты на семейную недвижимость, кредиты на коммерческую недвижимость, кредиты на многосемейную недвижимость, кредиты на (убыточное) сельское хозяйство, торговые и промышленные кредиты, кредитные карты, финансовый лизинг, а также прочие кредиты.

Надо иметь в виду, что в категорию «кредитные рыночные инструменты» в статистике ФРС США включаются: ценные бумаги открытого рынка, ценные бумаги казначейства, ценные бумаги федеральных агентств, муниципальные ценные бумаги, корпоративные и зарубежные долговые бумаги, а также залоги. И доля каждой из этих позиций в активах и пассивах по всем секторам (2013 год) колеблется в пределах от 1 до 13 триллионов долларов.[6]

При этом мы не забыли, что: 1) доллары США состоят из накапливающихся государственных долгов; 2) в доллары закачаны необеспеченные «доходы» валового внутреннего продукта; 3) в деньги США залиты и колоссальные бюджетные расходы, неподкрепленные налоговой базой поступлений из отраслей реального сектора. Однако все это не имеет значение, если валюта «Страны-Банка» остается мировой резервной. Тогда любые ее долги – это активы, как бы они ни назывались.  

Таблица 18. Активы и пассивы коммерческих банков в США на 7 марта 2014 года.

Описание

Январь 2014 года

%

Банковский кредит, все коммерческие банки, без учета сезонных колебаний

10 130 298,5

71,9%

Ценные бумаги в банковских кредитах, все коммерческие банки, без учета

сезонных колебаний

2 717 098,4

19,3%

Казначейские и  ценные бумаги федеральных агентств, все коммерческие

банки, без учета сезонных колебаний

1 810 743,0

12,9%

Казначейские и агентские ценные бумаги: ипотечные ценные бумаги (MBS), все коммерческие банки, без учета сезонных колебаний

1 321 129,8

9,4%

Казначейские и  ценные бумаги агентств: не являющиеся MBS, все коммерческие банки, без учета сезонных колебаний

489 613,2

3,5%

Прочие ценные бумаги, все коммерческие банки, без учета сезонных

колебаний

906 355,4

6,4%

Прочие ценные бумаги: ипотечные ценные бумаги, все коммерческие банки,

 без учета сезонных колебаний

141 016,1

1,0%

Прочие ценные бумаги: не являющиеся MBS, все коммерческие банки, без

 учета сезонных колебаний

765 339,3

5,4%

Кредиты и лизинг в банковских кредитах, все коммерческие банки, без

учета сезонных колебаний

7 413 200,2

52,6%

Коммерческие и промышленные кредиты, все коммерческие банки, без учета

сезонных колебаний

1 610 855,1

11,4%

Недвижимость в кредит, все коммерческие банки, без учета сезонных

колебаний

3 524 911,2

25,0%

Потребительские кредиты, все коммерческие банки, без учета сезонных колебаний

1 156 656,6

8,2%

Другие кредиты и лизинг, все коммерческие банки, без учета сезонных

колебаний

1 120 777,3

8,0%

ЗА ВЫЧЕТОМ: резерва по кредитам и лизинговых потерь, все коммерческие банки, без учета сезонных колебаний

120 110,8

0,9%

Межбанковские кредиты, все коммерческие банки, без учета сезонных колебаний

116 027,9

0,8%

Наличные денежные средства, все коммерческие банки, без учета сезонных колебаний

2 643 671,3

18,8%

Торговые активы, все коммерческие банки, без учета сезонных колебаний

199 802,5

1,4%

Прочие активы, все коммерческие банки, без учета сезонных колебаний

1 119 730,9

7,9%

ИТОГО АКТИВЫ, ВСЕ КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ, БЕЗ УЧЕТА СЕЗОННЫХ КОЛЕБАНИЙ

14 089 420,3

100,0%

Депозиты, все коммерческие банки, без учета сезонных колебаний

9 863 305,7

70,0%

Займы, все коммерческие банки, без учета сезонных колебаний

1 565 536,9

11,1%

Торговые обязательства, все коммерческие банки, без учета сезонных колебаний

201 174,6

1,4%

Чистая задолженность перед связанными зарубежных офисов, все коммерческие банки, без учета сезонных колебаний

534 726,9

3,8%

Прочие обязательства, все коммерческие банки, без учета сезонных колебаний

397 608,1

2,8%

ИТОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, ВСЕ КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ, БЕЗ УЧЕТА СЕЗОННЫХ КОЛЕБАНИЙ

12 562 352,3

89,2%

По данным: http://www.federalreserve.gov/

И за рассмотренные ниже годы рисунок движения активов и пассивов всех коммерческих банков в США изменяется довольно характерным образом. Так, до 1988 года активы банков показывают симметрию двух основных статей активов – ценных бумаг и кредитов. При этом самостоятельная значимость ценных бумаг неуклонно уменьшалась в течение рассматриваемых сорока лет, исчезая, или растворяясь постепенно в безликой кредитной массе. А размер кредитной массы, взятой отдельно от ценных бумаг, с 1947 по 1987 годы увеличился в 63 раза (с 27 миллиардов до 1,7 триллионов долларов). Хотя правильнее было бы говорить об инфляции доллара и плодящейся от него кредитной массы.

Рисунок 22 . Укрупненная структура активов в банках США, 1947-1987гг.

Далее, с 1988 по 2013 годы движение обретает новую тенденцию: на этот раз всеобъемлющему банковскому кредиту, вобравшему в себя все многообразие ценных бумаг, частных и казенных, деривативов и прочих ценностей, симметрично противостоят наличные денежные средства. Их суммарный объем вырос до гигантской суммы в 2,6 триллиона долларов (2013 год). Торговые и прочие активы при сложении с наличностью смогли бы сделать две части графика еще более симметричными.

Привлекает внимание другое обстоятельство. Начиная с 1973 года, фонды коммерческих банков строго разделились на части баланса, активы и пассивы. При этом активы почему-то всегда превышали активы. Превышение к 2014 году дошло до 1,5 триллионов долларов, довольно большая сумма, на которую не сводится суммарный баланс коммерческих банков США. Вероятнее всего было бы искать эти средства в офшорах, и именно на стороне пассивов, поскольку немало желающих и в США, и в других странах, служащих площадками для игр транснациональных корпораций и банков, размещать свои вклады (пассивная часть баланса банков) вне юрисдикции своих стран, уводя деньги от налогов.

Рисунок 23 . Укрупненная структура активов в банках США, 1988-2013 гг.

Таким образом, частичное банковское резервирование породило всеобщее кредитное бешенство, или, наоборот, частичное резервирование было вызвано к жизни потребностью нарастить такой объем кредитной массы, который даже представить трудно.

Конечно, отсутствие показателя резервного требования в некоторых странах не может впрямую означать, что данное национальное правительство способно бесконтрольно увеличивать денежную массу.

Это также не означает, что в таких странах кредитные резервы коммерческого банка могут стать отрицательными. Напротив: центральный банк всегда вмешается, чтобы ссудить необходимые резервы, если нужно. Обвала денежной системы не происходит. Данное явление иногда обозначают как «защиту платежной системы». В истории бывало так, что в какой-то момент центральный банк мог истощить свои резервы для выдачи кредитов и, как следствие, возможно, был вынужден приостановить выплаты. Однако, по мнению современных мещанских экономистов, таких провалов больше не может (или не должно) произойти с современными центральными банками, так как действие золотого стандарта во всем мире прекращено. И все страны теперь используют фиатные деньги,[7] то есть такие, которым нужно «верить на слово», как правительству.

Банк Англии, функционирующий в качестве центрального банка для всей Великобритании, ранее придерживался системы добровольного резервирования. При этом минимальный коэффициент обязательного резерва не устанавливался. В теории это означало, что коммерческие банки могут держать нулевые резервы. Тем не менее, средний коэффициент резерва наличности по всей банковской системе Соединенного Королевства был выше (нуля!) в течение этого периода, примерно в 0,15% по состоянию на 1999.[8]

С 1971 по 1980 год все коммерческие банки согласились на показатель резервирования равный 1,5% [стоимости кредитов]. Тем не менее, в 1981 году было отменено и это требование.[9] 

С 1981 до 2009 года каждый коммерческий банк устанавливал свой ​​собственный показатель добровольного ежемесячного резерва в договоре с Банком Англии. Как дефицит, так и избыток резервов по отношению к собственному среднедневному показателю коммерческого банка за период, приводил к затратам, мотивирующим коммерческий банк держаться своего показателя. Система известна, как усреднение резервов. Член британского содружества Канада отменила резервные требования совсем в 1992 году. [10] Любопытно, что три крупные страны Содружества наций, или бывшего Британского содружества, объединены отсутствием резервных требований к кредитной массе. Данное обстоятельство весьма удобно для создания глобальной банковской сети с однородными признаками, в особенности, когда к сети подключаются офшоры. Представьте, какие неучтенные денежные цифровые массивы можно разгонять по такой сетке, постепенно превращая ее в теневую банковскую систему всемирного значения, неотличимую от обычной, легальной.

Частичное банковское резервирование практикуется большинством современных коммерческих банков. Вклад в банке обеспечен лишь отчасти, не полностью, не целиком – частично. И если все клиенты захотят забрать свои вклады, то денег на всех просто не хватит.

Наряду со стандартным частичным банковским резервированием существует такая же практика частичного резервирования на уровне центральных банков. Очевидно, что золотовалютные резервы в каждой стране не покрывают полностью потребностей ее денежного обращения и всего движения финансовых средств. По этой причине национальные валюты обеспечены резервами своих государственных банков, центральных банков или аналогичных им учреждений лишь отчасти.

Не выпадает из этого ряда и «федеральное резервирование» в ФРС США. В этой стране, накопившей государственный долг, превышающий 17 триллионов долларов, просто нет такого количества ликвидных активов, которые бы обеспечили, как текущие потребности денежного оборота, так и расчеты по огромному государственному долгу. Поэтому приходится условно доверять правительству и той денежной единице, которую оно выпускает в обращение, пока не наступит очередной кризис.

Однако есть различие в подходе  к кризисам. Если правительство не отвечает по долгам частных компаний и физических лиц, то обычные налогоплательщики вполне отвечают по долгам правительства США. Недавние примеры из американской экономической жизни свидетельствуют, что правительство рассчитывалось из «средств бюджета» с частными банками и компаниями, попавшими в затруднительное положение в связи с кризисом.

Проблема США в том, что «деньгами», поступающими от государственного, или центрального банка (ФРС) надо не только валовой внутренний продукт оплачивать, расходы бюджета, но и материальные затраты валового выпуска продукции. Эти затраты, например, убирают из экономических выкладок якобы для исключения повторного счета.

Тут возможны два варианта для того чтобы игнорировать ущербность национальных денег и продолжать продавать их как полноценные активы: 1) США по факту функционирует как «Страна-Банк», она же – эмиссионный банк; 2) Применяются глобальные ценовые трюки, то есть манипуляции с ценами на товары и услуги: отраслевыми ценами (материальное производство, инфраструктура, сфера услуг); системные трюки, или манипуляции с ценой внутри формулы c+v+m (материальные затраты + заработная плата + прибыль); ценовые манипуляции с ключевыми товарами мирового рынка (нефть, золото, металлы и т.д.), используя механизмы ВТО, МВФ, ООН, ЕС и иных организаций;

Для ценовых трюков имеются глобального действия биржи, объединенные по регионам и/или по тематике. Технологии биржевые уже вполне освоены: кроме монопольного рынка торговли основными валютами, организованного МВФ для доллара, евро, фунта и йены, есть, например, фьючерсная (опционная) паника, то есть разогрев, или нагнетание «цены» в нужном для игроков направлении.

Иначе говоря, биржи работают и с товарами, и с деньгами. Но назвать такие игры в полном смысле рыночной экономикой нельзя. Уж слишком монополизированы продуктовые рынки и рынки денежные в руках небольшой горстки международных финансовых организаций, мегабанков, а также транснациональных компаний.

Замыкает весь этот порочный круг новейших финансов современная система «денежного обращения», устроенная через «центральные банки». Между тем это все та же система частичного банковского резервирования: все деньги, или «справки на предъявителя» с возможностью покупать товары и услуги, сразу не нужны. Нужна лишь часть их, минимальная сумма для текущего, наличного главным образом обращения. Остальное денежное добро можно запускать в оборот как некое  подобие кредита. То есть обеспечение денежного обращения для нужд промышленно развитых стран, в основном,  составляет от 10 до 20%. Вот настолько «деньги» в обороте обеспечены товарной массой.

Центральный банк, или ФРС, в случае США применяет все то же частичное, резервирование, то есть резерв существует лишь «отчасти». Резерв обеспечения денег в обороте – неполный, дискретный, неплотный, нецелостный, частота минимальная.

При предъявлении к оплате – пирамида денежного обращения в целом рушится. Бэнк-ран (bank-run), или «набег на банк» обращается на центральный банк. Однако до сих пор это работает в отношении только тех валют (или экономик), которые не входят в пул «мировой резервной» валюты, то есть доллар – евро – фунт – йена – SDR. Можно сделать вывод, что нормальное, официальное  денежное обращение дискретно и фрагментарно. Оно никогда не бываем полным, только в период кризисов. Именно тогда все долговые справки (деньги и их аналоги) пытаются предъявить к оплате, превратить в ликвидные товары. Однако получается далеко не у всех. Одновременно с этим «набегом на центральный банк» происходит обрушение национальной денежной системы.

Вклады, накопления или сбережения в этот момент быстро обесцениваются, а деньги превращаются в то, чем они всегда были – тенью товаров и не более.

Если упростить, то система частичного банковского резервирования в отношении центральных банков означает, что фактически все правительства в той или иной степени банкроты, особенно правительства промышленно развитых стран. Частичное банковское резервирование или частичное денежное резервирование есть то же самое, что и  частичное товарное резервирование. Однако никто на рынке не обменивает целый товар на его частичку. Почему такое возможно в отношении денег? Потому что деньги господствуют над продуктом, став целью для самих себя через тех, кто ими владеет.

Между тем деньги не мешают транснациональным корпорациям и банкам наживаться за счет постоянно растущих государственных долгов. На примере США мы видим, что это хорошо работающая схема, при которой виртуальные, выдуманные, несуществующие (как отсутствующие в реальности товары) деньги превращаются в реальную Собственность! За фальшивые знаки стоимости скупаются товары, ресурсы, земли, целые страны по всему миру, оформляются юридически и публикуются  как законные. Кто не согласен – тому война или еще что похуже.

Самая тяжелая для людей ситуация, когда «набег-на-банк» (bank-run) производится в отношении центрального банка, или государственного банка страны. Как правило, такая недружественная «военно-финансовая» операция проводится внешним противником, желающим полностью подорвать и уничтожить экономику данной страны. Примеров таких действий со стороны американо-европейского объединенного финансового капитала банков и корпораций, проведенных в последней четверти в Центральной и Восточной Европе, а также на территории бывшего СССР в ХХ веке более чем достаточно.

Так что можно констатировать, показатели ВВП, валового выпуска продукции, заоблачных расходов бюджета, а также частичного банковского резервирования в спокойном состоянии экономики работают. Но чуть паника на горизонте, наступает общий «бэнк-ран» экономики, когда мишенью станет центральный банк, отчасти обеспеченный резервами, а в выигрыше, как всегда, банкиры, спасенные его правительством.

5) Чудеса бухгалтерского учета

Бухгалтерские понятия активов и пассивов, или активов и обязательств существуют не только на уровне микроэкономики, на уровне предприятий, но и на макроуровне. Всякое правительство, к примеру,  имеет свой баланс активов и пассивов, даже несмотря на то, какие наименования оно записывает в эти части своих балансов. Такие же балансы имеют все ТНК и ТНБ, безотносительно денежной единицы, в которой они составлены.

Разумеется, наднациональные «аморфности», какими являются транснациональные банки и корпорации, тоже подчинены необходимости учета активов и долгов. Активы и пассивы, пусть даже они были отчасти или целиком украдены из национальных экономик и переведены в офшоры, никто не отменял.

Тем не менее, бухгалтерский учет как инструмент учета доходов и расходов может работать не только во благо, но и для сокрытия информации, для представления лживой информации или создания «облака правдоподобной информации», не отличающейся от статистической лжи.

Банки федерального резерва США

Итак, активы и пассивы учитываются в финансовой системе экономики США не совсем прозрачным или понятным способом, в особенности после начала финансового кризиса 2007 года. Для начала возьмем систему банков федерального резерва, из тех, что входят в систему ФРС из двенадцати округов.

Таблица 19. Структура активной части фондов Федерального резерва и доля кредитных ресурсов резервных банков в активах ФРС США

Годы

Итого элементы доступных резервных фондов ФРС, млнолл.

Итого элементы, без резервных остатков, используемых резервных фондов ФРС, млнолл.

Кредиты  (кредитные ресурсы) из резервных банков (РБ), млнолл.

Кредиты  РБ/ доступные резервы РБ, %

Кредиты  РБ/ используемые резервы, %

Резервные счета Федеральных резервных банков, млнолл.

1

2

3

4

5=4/2

6=4/3

7=2-3

2013

4 071 143

1 596 989

3 985 589

97,9%

249,6%

2 474 155

2012

2 966 249

1 462 767

2 905 205

97,9%

198,6%

1 503 482

2011

2 980 807

1 446 401

2 920 316

98,0%

201,9%

1 534 406

2010

2 467 544

1 440 235

2 407 735

97,6%

167,2%

1 027 309

2009

2 278 896

1 209 528

2 219 936

97,4%

183,5%

1 069 368

2008

2 259 356

1 474 750

2 207 272

97,7%

149,7%

784 607

2007

925 560

919 694

873 512

94,4%

95,0%

5 865

2006

903 684

896 867

852 198

94,3%

95,0%

6 817

2005

876 185

867 390

826 403

94,3%

95,3%

8 795

2004

840 340

828 931

790 621

94,1%

95,4%

11 409

2003

788 230

776 352

739 526

93,8%

95,3%

11 878

2002

751 401

739 334

703 676

93,6%

95,2%

12 067

2001

680 197

671 021

633 771

93,2%

94,4%

9 176

2000

628 774

620 186

584 323

92,9%

94,2%

8 588

1999

663 775

658 031

618 779

93,2%

94,0%

5 745

1998

557 434

548 401

511 015

91,7%

93,2%

9 033

Источник: Federal Reserve Banks and the U.S. Department of the Treasury.(Table 4.1; http:||federalreserve.gov)

Из таблицы получается, что начиная с 2008 года кредитные ресурсы, предоставленные резервными банками Федеральной системы, усваиваются более чем на 150 процентов. Однако дело в том, что именно с 2008 года банки федерального резерва начинают держать на своих счетах излишние резервы, назначение и судьба которых с точки зрения экономики США и всей мировой (имея в виду доллар как резервную валюту) непонятны. С каждым годом после 2007 резервные суммы на счетах банков ФРС растут, преодолев рубеж сначала в 1 триллион, затем в 2 триллиона.

Рисунок 24. Доступные и  резервные фонды кредитных ресурсов резервных банков США, 1998-2013

На графике заметно, как с некоторых пор (с 2008 года) линии доступных и резервных фондов из кредитных ресурсов банков ФРС «разлетелись» довольно далеко друг от друга. И в эту образовавшуюся пропасть, очевидно, вполне могла бы поместиться вся высокопоставленная коррупционная шайка Вашингтона-Уолл-Стрита по умыканию несуществующих в физическом смысле средств бюджета США в частные банки.

Интересно узнать, откуда в резервных фондах такой величины излишние средства и чем они обеспечены согласно официальным данным Казначейства США.

Таблица 20. Структура кредитных ресурсов резервных банков ФРС США

Годы

Итого элементы доступных резервных фондов ФРС, млнолл.

Итого элементы, без резервных остатков, используемых резервных фондов ФРС, млнолл.

Казначейские ценные бумаги (в составе кредитных ресурсов ФРС), млнолл.

Доля казначейских бумаг в кредитных ресурсах ФРС, % 

Ценные бумаги, обеспеченные залогом (MBS[11]), млнолл.

 

Доля ценных бумаг обеспеченных залогом в кредитных ресурсах ФРС,

(%)

1

2

3

4

5=4/2

6

7=6/2

2013

4 071 143

1 596 989

2 204 930

54,2%

1 497 105

36,8%

2012

2 966 249

1 462 767

1 656 666

55,9%

941 054

31,7%

2011

2 980 807

1 446 401

1 671 444

56,1%

847 756

28,4%

2010

2 467 544

1 440 235

1 010 285

40,9%

1 001 432

40,6%

2009

2 278 896

1 209 528

776 583

34,1%

909 575

39,9%

2008

2 259 356

1 474 750

476 067

21,1%

 

 

2007

925 560

919 694

754 605

81,5%

 

 

2006

903 684

896 867

778 951

86,2%

 

 

2005

876 185

867 390

744 207

84,9%

 

 

2004

840 340

828 931

717 727

85,4%

 

 

2003

788 230

776 352

666 034

84,5%

 

 

2002

751 401

739 334

629 400

83,8%

 

 

2001

680 197

671 021

555 865

81,7%

 

 

2000

628 774

620 186

515 595

82,0%

 

 

1999

663 775

658 031

489 170

73,7%

 

 

1998

557 434

548 401

454 191

81,5%

 

 

Рассчитано по: Federal Reserve Banks and the U.S. Department of the Treasury. (Table 4.1; http:||federalreserve.gov)

Как видно из таблицы, до 2008 года большая доля кредитных ресурсов ФРС, или центрального банка США, состояла из ценных бумаг Казначейства. Эти ценные бумаги и являются в основном на данный момент обеспечением кредитных долларов в обращении. Напомним, что ценные бумаги Казначейства – это долговые бумаги, государственный долг США, оформленный как доходная ценная бумага, приносящая обладателям проценты. Однако этих доходов (процентов), как и самой суммы на обязательствах еще нет в наличии, поскольку сумма представляет собой будущее поступление в бюджет. Эта условная сумма такая же метафизическая, как и сам доллар, состоящий по-прежнему в настоящее время на 80% из «нематериальных активов», из потраченных в товарном производстве услуг.

Теперь, с 2008 года наряду с казначейскими бумагами немалую долю кредитных ресурсов составляют ценные бумаги, обеспеченные залогом, предоставленным федеральными агентствами правительства США по недвижимости. Так, кредитный ресурс резервных банков к 2014 году на 90% состоит из государственных казначейских обязательств и бумаг федеральных агентств, обеспеченных недвижимостью. Опять-таки перед нами виртуальная мощь ценных бумаг, поскольку в кризисной ситуации федеральную недвижимость взамен ценных бумаг никто не отдаст, и бумаги всего лишь «гарантированы» недвижимостью. И государственные облигации США тоже никто не станет обналичивать в невообразимых количествах.

Если раньше кредитные ресурсы на 80% состояли из государственных бумаг Федрезерва, и это всех устраивало, то после кризиса 2007 года сомнение в надежности обеспечения кредитных ресурсов усилились. Вероятно, по этой причине пришлось срочно искать новые активы для сохранения доверия инвесторов доллара и его экономики. Весь страшный 2008 год ушел на поиски «активов». В 2008 году кредитные ресурсы резервных банков состояли из казначейских облигаций (21,1%), срочных аукционных кредитов (18,6%), прочих кредитов (8,7%),         учреждение для финансирования коммерческих бумаг (созданное в 2008 году) обеспечило 14,4% кредитных ресурсов. Еще 27,2% ресурсов обеспечили «другие активы Федерального Резерва», без подробностей по их структуре и качеству.

К 2009 году все это многообразие обеспечения кредитной массы сузилось до гособлигаций ФРС и ценных бумаг, формально обеспеченных залогом (федеральной недвижимостью).

Между тем цифра на резервных счетах банков ФРС к 2014 году составила более 2,4 триллионов [необеспеченных] долларов, невостребованных американской экономикой и хранившихся, видимо, «на всякий случай», будучи все также на 90% гарантированных долговыми бумагами правительства.

И все это при условии, что именно центральный банк любой страны снабжает остальные банки и небанковские учреждения кредитными ресурсами, которые, по определению, должны быть надежно обеспечены. Но в предложенных обстоятельствах следует считать государственные ценные бумаги США стопроцентным обеспечением, так как они применяются в качестве резерва всей кредитной массы в стране по известным нормам резервирования. Стало быть, долг обеспечен долгом, который, в свою очередь, обеспечивает «долговое кредитование», растущее от одной единицы резерва в 10 раз, в 20 раз или в 33 раза при норме резервирования в 10%, 5% или 3% соответственно.

Коммерческие банки США

Сопоставим данные по банкам Федерального резерва с данными по всем коммерческим банкам, функционирующим на территории США.

Таблица 21. Активы и обязательства коммерческих банков США в сравнении с фондами ФРС

Годы

Aктивы коммерческих банков США

Обязательства коммерческих банков США

Итого элементы доступных резервных фондов ФРС, млнолл.

Итого элементы, без резервных остатков, используемых резервных фондов ФРС, млнолл.

Удельный вес доступных резервов ФРС в общей сумме активов банков

Удельный вес используемых резервов ФРС в общей сумме пассивов банков

1

2

3

4

5

6=4/2

7=5/3

2013

14 089 420,3

12 562 352,3

4 071 143

1 596 989

28,9%

12,7%

2012

13 208 047,0

11 708 486,9

2 966 249

1 462 767

22,5%

12,5%

2011

12 594 487,1

11 164 113,7

2 980 807

1 446 401

23,7%

13,0%

2010

11 843 884,4

10 484 710,8

2 467 544

1 440 235

20,8%

13,7%

2009

11 672 302,4

10 369 058,8

2 278 896

1 209 528

19,5%

11,7%

2008

12 262 479,5

11 094 804,2

2 259 356

1 474 750

18,4%

13,3%

2007

10 962 151,3

9 809 285,1

925 560

919 694

8,4%

9,4%

2006

9 827 559,7

8 791 843,2

903 684

896 867

9,2%

10,2%

2005

8 840 148,0

7 948 529,2

876 185

867 390

9,9%

10,9%

2004

8 096 900,3

7 272 015,7

840 340

828 931

10,4%

11,4%

2003

7 411 718,0

6 704 548,1

788 230

776 352

10,6%

11,6%

2002

6 929 724,3

6 303 471,0

751 401

739 334

10,8%

11,7%

2001

6 408 785,8

5 814 471,7

680 197

671 021

10,6%

11,5%

2000

6 186 176,6

5 659 273,9

628 774

620 186

10,2%

11,0%

1999

5 627 906,3

5 154 727,3

663 775

658 031

11,8%

12,8%

1998

5 299 673,1

4 839 441,8

557 434

548 401

10,5%

11,3%

Рассчитано по: Federal Reserve Banks and the U.S. Department of the Treasury. (Table 4.1, Table H.8 http:||federalreserve.gov)

По данным таблицы видно, что до катастрофического для США 2007 года удельный вес доступных кредитных ресурсов банков Федерального резерва в общей сумме активов коммерческих банков США колебался в пределах 10-11%, как и используемый  резерв банков ФРС в общей сумме активов. В 2008 году доля доступных и используемых резервов федеральных банков просела на 2-3%, а затем с 2009 года возросла до 28,9% и 12,7% по активам и пассивам соответственно. Накачка национальной и международной финансовой системы лишними долларами набрала обороты.

Однако доллару, представляющему Страну-Банк, даже Всемирный Эмиссионный Банк, инфляция не страшна. Доллар перекладывает инфляцию (излишние, инфляционные, к тому же долговые деньги) на плечи других стран, которые вынуждены и дальше кредитовать экономику США (то есть доллар).

Поскольку идет накачка экономики «лишними» долларами, то суммарные активы коммерческих банков прирастают практически на 1 триллион долларов за год, а не как прежде, по несколько сотен миллиардов ежегодно. Парадоксально, что сумма долларов растет, обозначая инфляцию, но фактически, как по волшебству, доллар «внешне» ничуть не обесценивается.

Федеральный Совет по надзору за финансовыми учреждениями (FFIEC)

Более широкое представление о масштабах финансов в Соединенных Штатах предлагают данные не только по коммерческим банкам и банкам Федерального резерва США, но по всем финансовым, страховым, пенсионным и прочим учреждениям  страны. 

Федеральный Совет по надзору за финансовыми учреждениями[12] уполномочен давать рекомендации в целях содействия единообразию в надзоре за финансовыми учреждениями. Учреждения – члены Совета требуют от своих регулируемых организаций представлять данные определенного формата.

Напомним, какие организации входят в Совет по надзору: Совет управляющих Федеральной резервной системы, Бюро финансовой защиты потребителей, Федеральная корпорация по страхованию вкладов, Национальное управление кредитных союзов, Управление Контролера денежного обращения, Управление надзора за сберегательными учреждениями, Комитет по связям с правительством.

Полученная от этих учреждений информация распространяются под эгидой FFIEC, но агентства несут полную ответственность за распространяемые своими учреждениями данные.

Ежегодные отчеты Совета по надзору открывают массу полезной информации из области чудесной бухгалтерии финансовых учреждений США. Наиболее выдающиеся достижения последнего времени в этой области начинаются после 2002 года, когда последствия обрушения финансового пузыря «доткомов» (1999-2001 годов) вроде бы улеглись.

Вот, к примеру, бухгалтерский баланс Совета за 2003 год – настоящий пример финансовых инноваций ФРС США и их партнеров.

Таблица 22. Совет по надзору за федеральными финансовыми учреждениями США, Бухгалтерский баланс, млнолл.

2003 год

2002 год

Увеличение статей баланса за отчетный период (количество раз)

АКТИВЫ

 

 

 

ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Наличные

838 566

350 302

2,4

Дебиторская задолженность организаций-

членов 

3 749 319

623 428

6,0

Прочая дебиторская задолженность

216 983

183 288

Итого оборотные активы

4 804 868

1 157 018

4,2

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА

Центральное хранилище данных, по стоимости

приобретения 

7 439 750

0

Мебель и оборудование, по стоимости

98 672

98 672

За вычетом накопленной амортизации

-98 575

-98 285

Чистая стоимость мебели и оборудования

7 439 847

387

ИТОГО АКТИВЫ

12 244 715

1 157 405

10,6

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРАСТАЮЩИМ ИТОГОМ

ТЕКУЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Кредиторская задолженность и начисленные

обязательства, подлежащие выплате членским

организациям

1 022 377

852 742

Прочая кредиторская задолженность и

начисленные обязательства

3 606 384

105 956

34,0

Начисленный ежегодный отпуск

20 029

30 522

Доходы будущих периодов

103 330

0

!!

Итого текущие обязательства

4 752 120

989 220

4,8

ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Доходы будущих периодов

7 336 420

0

!!

Отложенные платежи за аренду 

155 103

157 792

Всего долгосрочные обязательства

7 491 523

157 792

47,5

ИТОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

12 243 643

1 147 012

10,7

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАРАСТАЮЩИМ ИТОГОМ

1 072

10 393

ИТОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И РЕЗУЛЬТАТЫ ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРАСТАЮЩИМ ИТОГОМ

12 244 715

1 157 405

10,6

Баланс зафиксировал увеличение активов и пассивов учреждений – членов Совета по надзору за финансами в 10,6 раза. Большая часть этого сказочного роста возникла благодаря принятию на баланс Центрального хранилища данных за 7,4 триллиона долларов (прошедших по статье «чистая стоимость мебели и оборудования»). На этом чудо чудное с мебелью не закончилось. Дебиторская задолженность организаций – членов Совета тоже выросла в 6 раз, дав еще 3,7 триллионов долларов дополнительных активов. Но чтобы баланс не перекосило от такого прибытка, надо было в пассивы записать доходы будущих периодов, соответственно 7,3 триллиона долларов, а также начислить обязательства  и установить наличие прочей кредиторской задолженность – 3,6 триллиона долларов. И все, «баланс» сошелся, а в нем из мебели и долгов дебиторов вдруг зародилось более 10 триллионов долларов.

Куда дальше двинулись эти гигантские средства можно узнать из Отчета о движении денежных средств того же Совета по надзору за соответствующий год.

Таблица 23. Совет по надзору за федеральными финансовыми учреждениями США, Отчет о движении денежных средств, млнолл.

 

2 003

2 002

ДВИЖЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ОТ ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-9 321

-33 257

Корректировки для приведения результатов деятельности и чистых

 денежных средств от (использованные в) основной деятельности:

 

 

Износ и чистый убыток от выбытия

290

5 731

(Увеличение) уменьшение активов:

 

 

Дебиторская задолженность организаций-членов

-3 125 891

187 932

Прочая дебиторская задолженность

-33 695

154 254

Увеличение (уменьшение) обязательств:

 

 

Кредиторская задолженность и начисленные обязательства перед

 организациями-членами

169 635

-309 894

Прочая кредиторская задолженность и начисленные

обязательства

3 500 428

18 593

Начисленный ежегодный отпуск

-10 493

1 954

Доходы будущих периодов

7 439 750

0

Арендные платежи отложенные

-2 689

7 635

Чистые наличные денежные средства, полученные от

(использованные в) операционной деятельности

7 928 014

-266 365

ПРИТОК ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ОТ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Капитальные затраты

-7 439 750

0

Чистые денежные средства, полученные от (использованные

 в) инвестиционной деятельности

-7 439 750

0

Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств

488 264

-266 365

Остаток денежных средств на начало года

350 302

616 667

Остаток денежных средств на конец года

838 566

350 302

Как показывают данные в таблице, дебиторская задолженность организаций – членов Совета в основном растворилась вместе с прочей кредиторской задолженностью и начисленными обязательствами (более 3 триллионов долларов). А доходы будущих периодов (7,4 триллиона долларов) плавно влились в чистые наличные денежные средства, полученные от (использованные в) основной деятельности. Таким образом, более 7 триллионов долларов были получены в качестве «наличных денежных средств» и, разумеется, потрачены на спасение экономики США, не считая 3 триллионов долларов, растворившихся между активами и пассивами баланса Совета. Обратите внимание, речь идет не о 2008 годе, а пока еще о 2003-м.

Идея понравилась американским финансистам, и была продолжена с нарастающим энтузиазмом. Центральное хранилище данных, внезапно «проданное» учреждениям – членам Совета, стало расти в цене, прибавляя 2-3 триллиона в год, достигнув в 2011 году 20,1 триллиона долларов. Затем в 2012 году резко обесценилось до 3,4 триллионов, а в 2013 году еще в 3 раза к предыдущему году, и цена его стала 1,13 триллиона долларов. В результате десятилетней борьбы Совета по надзору за финансовыми учреждениями за правильные финансы, из общего баланса исчезло более 18 триллионов долларов.

Рисунок 25 . Динамика цены Центрального хранилища данных в балансе Совета по надзору за федеральными финансовыми учреждениями, 1998-2013

Авторство идеи, несомненно, принадлежит ФРС США, поскольку только она полномочна «производить» деньги такого размера, как 7,4 триллиона долларов сразу и просто так.

Выходит, что Совет по надзору (FFIEC) служит официальным и надежным прикрытием для махинаций ФРС США. Официальные отчеты Совета по надзору «фиксируют» воровство как занесение на счета огромных сумм, которые затем растворяются в статьях баланса. Формально, по бухгалтерии, все законно, а по существу перед нами хищение электронных записей о деньгах, как бы самих денег, добытых преступным путем и потраченных на увеличение собственности крупного банковского и корпоративного капитала.

Более того, рост количества «данных» в Центральном хранилище можно фактически приравнять к росту цены этого хранилища по балансу, поскольку данные о деньгах или сами деньги в подобной системе учета уже не различаются между собой.

Разумеется, авторы этих балансов могут возразить, что название статьи учета по Хранилищу менялось с годами. Однако преемственность бухгалтерского учета по данной статье сохранялась:

Таблица 24. Стоимость Центрального Хранилища данных по балансу, млнолл.

Годы

АКТИВЫ

АКТИВЫ

Начало учетного года

Конец предыдущего года

2002

 

0

2003

Центральное Хранилище данных, по фактической стоимости

Central Data Repository, at cost

7 439 750

0

2004

Центральное Хранилище данных, по фактической стоимости

Central Data Repository, at cost

9 083 760

7 439 750

2005

Центральное Хранилище данных, по фактической стоимости

Central Data Repository, at cost

12 055 244

9 083 760

2006

Центральное Хранилище данных, по фактической стоимости

Central Data Repository, at cost

12 905 335

12 055 244

2007

Центральное Хранилище данных, по фактической стоимости

Central Data Repository—at cost

15 141 191

12 905 335

2008

Центральное Хранилище данных, по фактической стоимости

Central Data Repository, at cost

16 036 559

15 141 191

2009

Центральное Хранилище данных, по фактической стоимости

Central Data Repository, at cost

18 231 272

16 036 559

2010

Программное обеспечение Центрального хранилища данных, по фактической стоимости

Central Data Repository software—at cost

19 371 661

18 231 272

2011

Программное обеспечение Центрального хранилища данных, по фактической стоимости

Central Data Repository software—at cost

20 120 566

19 371 661

2012

Программное обеспечение Центрального хранилища данных, чистая стоимость

Central Data Repository software—net

3 393 963

5 138 312

2013

Программное обеспечение Центрального хранилища данных, чистая стоимость

Central Data Repository software—net

1 131 321

3 393 963

И это несмотря на то, что накопленная амортизация возрастала с каждым годом более чем на 2 триллиона долларов в год, начиная с 2004 года, но при этом одновременно росла стоимость Хранилища вплоть до 2011 года, что и отражено в балансе. То есть износ на «хранимые данные» начислялся, а цена хранилища не падала. И в нужный момент, в 2012 году, цена вдруг обрушилась на 16,7 триллионов долларов, на сумму, сопоставимую с размерами американского валового продукта за год. Активы и пассивы баланса между тем «плавно колебались» в пределах от 120 миллиардов (2009 год) до  2,7 триллионов (2013 год), то возрастая, то уменьшаясь в размерах.

Как бы то ни было именно ФРС США под прикрытием учреждений – членов Совета по надзору за финансами в стране, вероятно, санкционировала создание новых огромных денег из оборота, или из воздуха, просто манипулируя со статьями консолидированного баланса. Естественно, такие движения не отражались в финансовых отчетах самой ФРС. Тем не менее след финансовой активности остался и в активах, и в пассивах баланса Совета по надзору.

Рисунок 26 . Динамика активов в балансе Совета по надзору за федеральными финансовыми учреждениями, 1998-2013.

Как было отмечено, скачок роста активов и пассивов в балансе стартовал с 2003 года.[13] В этот период консолидированный баланс финансовых учреждений «находил» между своих статей ежегодно немалые средства, вынимаемые, например, из накопленной амортизации, размер списаний по которой в 2011 году добрался до 2,8 триллионов долларов (см.Таблица 23).

Таблица 25. Сумма ежегодного списания на амортизацию основных фондов

Годы

Амортизация основных фондов

2011

-2 869 594

2010

-1 877 343

2009

-2 940 459

2008

-2 465 852

2007

-2 474 070

2006

-2 317 428

2005

-569 297

 

За период с 2005 по 20011 годы из амортизации мебели и Центрального хранилища данных была списана сумма 15,5 триллионов долларов. После 2011 года никакого списания на амортизацию в балансовом отчете больше не отмечалась.

Рисунок 27 . Динамика пассивов в балансе Совета по надзору за федеральными финансовыми учреждениями, 1998-2013.

Размеры активов и пассивов в консолидированном балансе снижаются за исследуемый период. Однако данные баланса не стыкуются с данными по активам и пассивам всех финансовых учреждений, собирающих данные под эгидой Совета по надзору. Если свести цифры за период с 1998 по 2013 годы в графической форме, то выходит, что активы и пассивы растут, а не падают, согласно балансовому отчету. Активы и пассивы растут, несмотря на уменьшение общего количества отчитывающихся Совету по надзору учреждений с 22 249 (1998 год) до 13 469 (2013 год), подтверждая тем не менее течение объективного процесса концентрации банковского и финансового капитала в США.

Рисунок 28. Динамика активов, пассивов и чистой стоимости по финансовым учреждениями США, отчитывающимся Совету по надзору, 1998-2013.

Картина не прибавляет ясности. Тем более что общий баланс по всем учреждениям опять не сходится: активы все время больше пассивов. Последнее, кроме прочего, может означать, что рост кредитной массы обгоняет рост суммы вкладов в банках и сберегательных учреждениях, даже без учета того, что обеспечением вкладов могут быть опять-таки долговые бумаги различного «неосязаемого» качества.

Так или иначе, все упомянутые финансовые учреждения участвуют в формировании и обороте финансовых активов и пассивов, циркулирующих не только на территории США. И это беспокоит мировую экономику, поскольку, повторимся, статус доллара как мировой резервной валюты, точнее, его шаткий статус, вносит заметное напряжение в поведение валютных, биржевых и товарных рынков, готовых обрушиться, если сомнение в отношении доллара подтвердится.

Дальше >>

 

1234 56 7 8

<< Назад Дальше >>

 



[1] См.: The Bank Credit Analysis Handbook: A Guide for Analysts, Bankers and Investors by Jonathan Golin. Publisher: John Wiley & Sons (August 10, 2001). ISBN 0-471-84217-6 ISBN 978-0-471-84217-0; Bankintroductions.com - Economic Definitions; Abel, Andrew & Bernanke, Ben (2005), "14.1", «Macroeconomics» (5th ed.), Pearson, сс. 522–532.

[2] См.: http://en.wikipedia.org/wiki/Reserve_requirement.

[3] См.: http://www.cbr.ru/eng/analytics/

[4] "China moves to cool its inflation". BBC News. 2007-11-11. [http://news.bbc.co.uk/2/hi/business/7089307.stm]

[5] См.: http://www.federalreserve.gov/monetarypolicy/reservereq.htm

[6] См.: Flow of funds matrix, 2013 [www.federalreserve.gov/]

[7] Фиатные деньги (от лат. fiat — декрет, указание, «да будет так») – деньги, или законные (узаконенные государством) платежные средства, номинальная стоимость которых устанавливается, обеспечивается и гарантируется государством посредством его государственного механизма  и системы власти, закрепляющей господство собственника средства производства в регулировании производства и обмена. При этом самостоятельной стоимости такие деньги не имеют или она несоизмерима с указанным на деньгах номиналом (Montgomery Rollins, «Money and Investments», George Routledge & Sons, Ltd, 1917; N.Gregory Mankiw, «Principles of Economics», p.659). Фиатные деньги не имеют гарантий обмена в фиксированной пропорции (привязку курса) на другую вещь (например, на золото). (Maynard Keynes, «Treatise on Money», p.7, Macmillan & Co Ltd, 1965). В данном случае граждане страны вынуждены полностью доверить учет результатов своего труда, а также размеры и частоту налоговых выплат из своих доходов в руки местного правительства. Но это вовсе не означает, что деньги любого центрального (или государственного) банка страны не могут обесцениться под действием внутренних или внешних причин различного характера.

[8] Jagdish Handa (2008). Monetary Economics (2nd ed.). Routledge. p. 347.

[9] Jagdish Handa (2008). Monetary Economics (2nd ed.). Routledge. p. 347.

[10] Jagdish Handa (2008). Monetary Economics (2nd ed.). Routledge. p. 347.

[11] Mortgage-backed securities – ценные бумаги, обеспеченные залогом (как правило, государственных агентств по  недвижимости Fannie Mae, Freddie Mac и Ginnie Mae).

[12] FFIEC - Federal Financial Institutions Examination Council, или Федеральный Совет по надзору за финансовыми учреждениями. FFIEC является официальным межведомственным органом, уполномоченным устанавливать единые принципы, стандарты и формы отчетов для федеральной экспертизы финансовых институтов со стороны Совета, Федеральной корпорации страхования вкладов (FDIC), Национального управления кредитных союзов (NCUA), Управления контролера денежного обращения (OCC), и Управления надзора за сберегательными учреждениями (OTS)  в США.

[13] Как раз тогда США нуждались в больших деньгах для финансирования войны в Ираке и продолжающейся еще «войны» в Афганистане. Вдобавок Грузия, Украина, страны Средней Азии нуждались в обильных порциях гуманитарной демократии из США и Европы под видом либеральных реформ и/или революций.