Шекель I век н.э.

Иерусалимский цикл накопления скачать

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

Проект Остров Льда

Столетию

Великой Октябрьской Революции

посвящается

Оглавление

Введение. 4

I.            Предпосылки Иерусалимского цикла. Ошибка! Закладка не определена.

Ассирия. Ошибка! Закладка не определена.

Вавилония. Ошибка! Закладка не определена.

Кочующее государство евререв. Ошибка! Закладка не определена.

II.          Храм как государственная структура. Ошибка! Закладка не определена.

Храм как бюджет. Ошибка! Закладка не определена.

Казна. Ошибка! Закладка не определена.

Налоговые поступления: храмовый налог и десятина. Ошибка! Закладка не определена.

Расходы бюджета: финансовая дань метрополиям. Ошибка! Закладка не определена.

Под властью римских откупщиков. Ошибка! Закладка не определена.

Попытка Цезаря упорядочить финансовые потоки. Ошибка! Закладка не определена.

Август и Тиберий: финансовые реформы и положение в Иудее. Ошибка! Закладка не определена.

Суд над Христом, или модель отношений иудейских вождей и римской власти. Ошибка! Закладка не определена.

III.        Деловые операции Храма. Ошибка! Закладка не определена.

Видимая часть бизнеса. Ошибка! Закладка не определена.

Невидимая часть бизнеса храма. Ошибка! Закладка не определена.

IV.        Идеология Иерусалимского цикла накопления как религия. Ошибка! Закладка не определена.

Мифы.. Ошибка! Закладка не определена.

Эпическая история: от Иерихона до царя Соломона. Ошибка! Закладка не определена.

Реальность. Ошибка! Закладка не определена.

Период Мишны и Талмуда (I–VII века н.э.) Ошибка! Закладка не определена.

Отредактированные священные книги. Ошибка! Закладка не определена.

Конкуренция храмов в борьбе за налоги. Ошибка! Закладка не определена.

Еврейская диаспора: политическое и экономическое влияние. Ошибка! Закладка не определена.

«Иерусалимские князья» и Иерусалимский храм. Ошибка! Закладка не определена.

V.          Распад Иерусалимского цикла накопления. Ошибка! Закладка не определена.

Военная сила и защита накопления. Ошибка! Закладка не определена.

Разрушение и разграбление Иерусалимского храма. Ошибка! Закладка не определена.

Финал Храма. Ошибка! Закладка не определена.

Миграция. Ошибка! Закладка не определена.

После храма. Ошибка! Закладка не определена.

Кагал-бюджет. Ошибка! Закладка не определена.

Капитализм из храма. Ошибка! Закладка не определена.

Распад и рассеяние накопления. Ошибка! Закладка не определена.

VI.        Особенности Иерусалимского накопления. 4

Общие признаки цикла. 4

Объективность цикла накопления. 5

Особенность цикла накопления. 7

Заключение. 8

Список литературы.. 10

 

 

 

Иерусалимский цикл накопления

©Чернышев В.М.

Совместный проект:

Политическая партия «Полярная Звезда».

Санкт-Петербург – Москва – Брянск.

Группа «Утопия», 2017.

Проект «Остров Льда» / «The Icy Island Project»

 

 

VI.            Особенности Иерусалимского накопления

Общие признаки цикла

Каждый системный цикл накопления Джрриги в своем развитии проходит три стадии.

Первая стадия или «весна» данного цикла проходит под «крышей» предыдущего цикла накопления капитала, который в этот период переживает свою «осень».

Война и разорение, происходящие на перспективной территории, например, территория Иудейского царства с центром в Иерусалиме, в данном случае не являются помехой. Войн и набегов на территорию царства в канун формирования цикла накопления хватало в избытке. При том, что внешне богатые и могущественные окружные народы, например Рим, переживали упадок и закономерно «двигали» свои богатства-накопления по окружным территориям, участвуя в общих для региона  и за его пределами товарно-денежных потоках.

В иерусалимском цикле нет как ярко выраженного хронологического начала периода накопления, так и его жесткой географической локализации, если не принимать Иерусалимский Храм за его условный центр. В этом особенность и уникальность подобного цикла концентрации богатства в отличие, скажем от накопления в Ашшуре или Вавилоне.

Предыдущие города, царства и империи смогли накопить, но не сумели сберечь накопленное; традиционно «пустили по ветру», как на военно-государственный паразитизм, так и несбывшиеся попытки удержать в повиновении завоеванные народы и территории. Внутри и вовне этих имперских «останков» выживали и вырабатывали свою адаптивную стратегию иудеи рассеяния и изгнания. Объективно сложившийся удобный момент слабости окружных политических структур, а также сетевая структура и «религиозная» связность общин иудеев обеспечили организационный успех старта и продолжения накопления. Потоки стоимости потекли в нужном направлении, оседая в структурах Храма.

Вторую стадию Джрриги назвал стадией материальной экспансии, когда свободный финансовый капитал устремляется в материальное производство, которое обеспечивает ему высокий уровень доходности. Этот этап Маркс выразил в своей знаменитой формуле Д-Т-Д`, когда деньги, вложенные в производство, дают существенное приращение капитала, удовлетворяющее владельца капитала. На данном этапе Храм, как центр накопления, обеспечивал вложения растущего притока средств в производство и торговлю не столько внутри страны, сколько в торговом обороте на заморских территориях. Стоимость росла, и ее сгустки находились в постоянном обороте.

С некоторых пор обнаруживаются признаки сверхнакопления, когда капиталы не находят себе прибыльного применения в материальном производстве и уходят в финансовую сферу, где деньги делают деньги по марксовой формуле Д-Д`. Богатство, роскошь и великолепие характеризуют в это время благодатную для сокровищ территорию. В Древнем мире, несмотря на преобладающее повсеместно натуральное хозяйство, денежная форма накопления оказывалась все более предпочтительной для тех, кто практически был занят в товарно-денежном обороте. Несмотря на то, что в «городском (мещанском)» способе производства на данный период доминирует рабовладельческая форма хозяйствования, элементы феодального и капиталистического способа ведения хозяйствования (производства и присвоения) существуют одновременно и рядом, дополняя друг друга в общем процессе накопления.

Следует третья стадия или «осень» цикла накопления, по терминологии Джрриги – «финансовая экспансия». Не то чтобы материальное производство совсем «сдулось» в подконтрольных накоплению территориях, нет. Просто руководство структур накопления предпочитает относительно более быстрый способ накопления – банковские и финансовые операции.  Именно священники Храма выработали стратегию использования «сетевого механизма» общин для своих финансовых целей. Ячейками стали общины, система религиозных и национальных связей, заменявших государство в отсутствие централизованного государства. Образована готовая надгосударственная торгово-финансовая структура, по типу корпорации, своими ячейками свободно проникающая через любую национально-государственную «мембрану» и интегрирующаяся в новом государственном теле.

Объективность цикла накопления

История для своего движения вперед берет тот человеческий материал и ту территорию, которые имеются в наличии и перспективны для роста. Так в отсутствие мощи Ассирии, Вавилонии, переживших пик развития, в момент распада македонской империи, упадка Египта и Греции, остается необходимость обслуживать и поддерживать движение товарных потоков с Востока на Запад и с Юга на Север, как и в обратную сторону между «пятью морями».

Объективная потребность обеспечивать обращение товаров вызвала к жизни интенсивную работу храма в Иерусалиме как банка, деятельность которого усиливалась обширной сетью религиозно-национальных общин иудеев,[1] освоивших торговые и денежные операции и готовых обрабатывать движение товаров и денег вдоль линий караванных путей между крупнейшими городами древнего мира. Все это не означает, что дела Иудейского царства и Иерусалима лучше, чем в других городах и имперских государствах. Иудея и ее города в таком же, порой, бедственном положении постоянных войн, набегов и грабежей.

Тем не менее, Рим, Алексанадрия, Фивы, Дамаск, Афины, Карфаген и другие составляли сеть, в перекрестье потоков которой оказался Иерусалим, куда стекалось золото с востока и юга, и серебро с запада и севера. Правильнее говорить о «большом Иерусалиме», объединяющем всю сеть торговцев и менял в древних городах по линии иудейских общин и работающих как одно целое.

Биметаллические обменные операции (серебро-золото) на тот период времени, вероятно, способствовали весьма быстрому обогащению и накоплению. Этим обстоятельством можно объяснить бурный расцвет Иерусалима периода Второго Храма, подтверждаемый фактами наличия огромного богатства, которое вызывало неоднократные нападения и разграбления его сокровищ, включая последнее, имперским Римом. Хотя накопленное и накапливаемое богатство трудилось в постоянном обороте между городами и странами внутри «иерусалимской» наднациональной торгово-финансовой сети.

Вопрос еще в том, что временные границы иерусалимского периода накопления начинаются не от Соломона и Давида, а от периода борьбы иудейского народа за независимость (VI-V века до н.э.),  оформления государственности (I век до н.э. – I век н.э.) со всеми ее признаками. Денежная единица государства, шекель, появилась только в 60-х годах н.э. До этого в Иудее пользовались монетами чужих государств и/или кусочками серебра и золота определенного веса.

Любопытны для сравнения названия денег, существовавшие на вавилонской территории, откуда пришли евреи. К единицам измерения относятся счетные денежные единицы – ману (шумерское MA.NA, аккадское manū), шиклу (аккадское šiqlu), ше (шумерское ŠE, аккадское uţţatu, буквально «зерно»). Известное нам слово «шекель», похожее на аккадское «шиклу», происходит от ивритского ‏לשקול‏‎, что означает «взвешивать», подтверждает изначальную «весовую историю» появления денег. При этом сравнивается цена продаваемого (обмениваемого) продукта с весом зерна или ценного металла. До появления собственных денег иудеи пользовались кусочками серебра (или золота) весом в шекель.

Данное обстоятельство обусловлено тем, что всеобщее накопление капитала – процесс объективный, неостановимый, продолжающийся независимо от смены его носителя, скорости на определенном отрезке времени и локализации.

Кроме того развитие производительных сил – процесс всеобщий, а не локальный. Развитие производственных отношений подчинено объективным закономерностям, так же как и опережающее развитие производительных сил, сдерживаемое достигнутым уровнем и характером развития производственных отношений. Из противоречивого взаимодвижения производительных сил и производственных отношений формируется единая антропогенная среда и общественный человек, соответствующий уровню развития производительных сил и характеру действующих производственных отношений.

Иерусалимский цикл накопления, проявляющийся через отношения собственности в наиболее развитой форме, отношений капитала и наемного труда, составил только этап в развитии целостной антропогенной среды, имеющей в перспективе всемирный, а не локальный или фрагментарный характер. Среда развивается объективно под действием социальной формы движения материи.

На данном этапе истории человечества субъективно это развитие ярче всего проявляется через развитие отношений собственности, концентрации-распределении производительных сил, как в материальной форме производственно-технологического комплекса, так и в форме многообразных и сложных слоев инфраструктуры. Причем материальная инфраструктура по мере ее усложнения и охвата континентов все более разрушает и уничтожает саму основу собственности, так как сетевой принцип организации мощностей инфраструктуры обессмысливает  и делает невозможным частное владение ими.

Закономерно, что иерусалимский период накопления был «поглощен» более хищным  и хорошо вооруженным для целей продолжения накопления временным конкурентом – имперским Римом.

Готовая военно-политическая структура империи Рима также не может принять на себя эстафету накопления капитала, поскольку экономический паразитизм разъел ее основания. Империя погружена в пучину роскоши, разврата и развлечений, оплачиваемых доходами провинций. Собственная армия теперь, как правило, состоит из наемников окраин. Рим, как и Вавилон до него, сходят с исторической сцены и покидают список территорий, благоприятных для роста накопления.

Рим, в свою очередь, также прошел свой пик регионального накопления богатства (много большему чем у Иерусалима) и был растерзан следующим по «списку» конкурентом – варварами протоевропейской общности, будущими строителями глобального мещанского, или «городского» способа производства.

Особенность цикла накопления

Иерусалимское накопление по внешней видимости кажется «химерическим», так как не охватывает все сектора материального производства на своей территории, не развившим системы эксплуатации наемного труда на все отрасли производства и обмена. Данный период накопления сфокусирован на богатстве, связанном с оборотом денег и товаров внутри «сети Храма», а не с материальным производством, обеспечивающим силу и мощь экономики, ее денежной единицы.

Иерусалимское накопление не смогло обеспечить защиту накопления капитала (вооруженным путем) от «перераспределения» внешней силой, например империей Рима. 

Однако иерусалимский цикл накопления капитала создал то, чего до него не было в мировом хозяйстве: торгово-финансовую сеть, организованную через религиозно-национальные общины. Подобная система оказалась не только жизнеспособной и живучей, если сравнить со всеми предыдущими попытками накопления богатства, как в Месопотамии, в Африке и Азии, так на юге будущей Европы, но и заложившей основы для последующих циклов накопления.

Иерусалимский период выработал механизмы, приемы, принципы работы с товарными и денежными потоками, которые затем с успехом были использованы во всех последующих циклах накопления. Любопытно, что во всех следующих циклах накопления капитала иудейские практики товарного и денежного оборота играли, как правило, ведущую роль. Навыки и умения народов, приверженных идеям религии иудаизма, в особенности ее «финансово-юридической» составляющей, оказались очень востребованными в истории.

 

Заключение

Мировое сообщество сильно изменилось: мир и человек становятся глобальными по форме, но все более едиными по содержанию. Национальные, культурные, религиозные рамки ломаются, в особенности там, где они мешают общему прогрессу человечества.

Стремление корпораций и национальной государственной бюрократии остановить объективный научный, технический и культурный рост разрушением образования, науки и культуры не поможет спасти капитализм, этот заскорузлый мещанский способ производства замкнутых городских пространств с миллионами мелких, средних и крупных собственников.

Глобальная инфраструктура открываетяся «внутрь себя» и объединяет человечество объективно, как бы не воспринимали это сторонники и защитники цивилизации Собственности. Она (и собственность и ее цивилизация) умирает. Хотя именно мещанский (городской) способ производства в период своей высшей стадии, капитализма развил невиданную мощь антропогенной среды, двигаясь от цикла к циклу очередного накопления капитала под дейстием непреодолимой силы законы всеобщего капиталистического накопления.

 

Напомним вкратце отличительные особенности результатов известных нам циклов накопления капитала для мирового хозяйства. Интересно, что всякий новый цикл концентрации богатства в очередном стране или городе вызывал к жизни фразы о «Новом Иерусалиме». Как будто богатство и власть должны быть обязательно связаны с «божественным провидением». Неудивительно, что некоторые из идеологов накопления, построенного на безжалостной эксплуатации, войнах и крови людей так любят наделять себя величием и даже мессианством. Итак, к мирскому:

 

Иерусалимский цикл накопления. Создание и первичная систематизация на практике принципов и методов ведения торговых и финансовых операций с помощью сети религиозно-национальных общин; выработка и активное использование юридических, организационных, административных, нравственно-психологических и религиозных основ организации накопления посредством квази-национальных религиозных ячеек;

Итальянский цикл накопления  (Генуя – Венеция – Флоренция). Появление, или "переоткрытие" банков (без храмов), уже не раз существовавших в Вавилонии, Египте и Иерусалиме; концентрация банковского капитала наряду с торговым; вексельное обращение; понимание использование сущности денежного материала (серебро); освоение и использование кредита;  кредитование военных расходов; появление бухгалтерского учета, работорговля;

Голландский цикл накопления. Создание Мега-Склада на путях интенсивного торгового мореплавания; расширение использования кредита; частичное банковское резервирование, при котором объемы кредитов можно увеличить в десятки раз против имеющегося в банке золота, нагнетая количество денег в обороте; все более активное кредитование военных расходов; первая транснациональная корпорация (Ост-Индийская), активная работорговля;

Английский цикл накопления. Образование частного государственного банка; небывалое использование государственного кредита для финансирования военных и прочих расходов; практика «свободной торговли» за единственную твердую валюту (фунт или золото); бешеная экспансия колониальных завоеваний без необходимости вывозить рабов;

Американский цикл накопления. Формирование невиданной по масштабу «фабрики долгов», частной Федеральной Резервной Системы США, образующей гигантский океан необеспеченного стоимостью кредита, государственного долга, по сути; кредитование и организация двух мировых войн; создание «бумажного золота» (отмена конвертации денег на золото); «вертикальные» корпорации подмяли под себя большинство национальных государств;

Азиатский цикл накопления. От Японии, Кореи, Сингапура, Филиппин до Китая, Вьетнама, Индонезии и прочих – гигантские по масштабу накопления стоимости; Евро-Америка корпораций по-прежнему пытается безвозмездно все присваивать; Азия сопротивляется все упорнее, так как дряхлеющая европейская раса в своей массе сама себя едва обслужить может. Цикл только разворачивается.

 

В конце данной работы хотел бы привести косвенное свидетельство своей правоты относительно иерусалимского цикла накопления, как первого среди известных нам и особенного по многим признакам среди других циклов.

Вспомним евангельский сюжет об Иисусе Христе, изгнание торговцев из Храма.

Речь о том, что мессия изгоняет из храма, из дома молитвы торгашей. Казалось бы, ничего особенного, торговцы продают товары  в храме, менялы обменивают деньги. Однако здесь единственный раз, когда Иисус применяет насилие. В данном отрезке Истории, в данном месте. Значит метафора, передаваемая через это действие Спасителя, имеет гораздо больше смысловое значение, чем внешний сюжет, изгнание торговцев и менял из Храма.

По всей вероятности, именно в этот момент времени, момент наивысшего богатства Иерусалима и его Храма, и в этом месте создавалось, прорастало и развивалось нечто такое, что будет иметь значение для всех людей на ближайшие тысячелетия. Именно власть денег, торгашеский дух, погоня за прибылью любой ценой – вот что заслоняет людей от Бога, от Царствия Небесного, от Золотого Века человечества, искажает всю картину мира и Божественного провидения в нем.

Иисус поднял руку на торговцев и менял, изгнал их из Храма. Так, по всей видимости, сама История изгонит всю эту нечисть мещанской, городской «цивилизации каинитов», по выражению В.Катасонова, поскольку уговорами ее не выпроводить. Каково будет насилие, или какой будет последняя схватка с отжившим прошлым, по содержанию, по накалу, не знаю, но уверен, что торговцы, ростовщики и менялы в Храме не задержатся.

Эта цивилизация эксплуатации и паразитирования на чужом труде вздумает сопротивляться, пожелает, вероятно, уйти с исторической сцены, только похоронив весь мир в одной большой войне. Однако капитализм, как высшая и последняя стадия развития мещанского способа производства, уже подготовил и продолжает развивать средства своего самоуничтожения.

Инфраструктура, все ее сектора и отрасли – они разрушают саму основу, сущность отношений собственности, присвоения чужого труда. Все ее, Инфраструктуры, мощности «прорастают» друг в друга в одно неразделимое целое, которое не может, и не будет находиться в частном владении. Это станет анахронизмом!

Последний «слой» развития, развертывания Инфраструктуры – многообразное «ветвление» информационного производства во всех его мыслимых видах и формах, при котором общество открывается внутрь себя, сметая и ломая все барьеры и запреты (кроме разрушающих природу человека). Здесь никакая частная или военно-государственная, корпоративная или банковская тайна, как и уворованная прибыль не удержатся. Все на виду, все на солнце. Нет места капитализму, торгашам и менялам.

А Храм – вот он, стоит вокруг нас. Однако войти в этот Храм Коммунизма, или Царствия Небесного на земле нельзя, не пожертвовав многим, даже самой жизнью порой. Вот почему так трудна и опасна жизнь «изряильтян». И копят они не богатства преходящие, а вырабатывают в теории и на практике, по крупицам собирают знания о грядущем строе коммунизма, укрепляют настоящую веру в Будущее.

 

Август 2016 – февраль 2017.

 

 

Список литературы

Attali, J. (1985). Un homme d'influence. Sir Siegmund Warburg. Paris.

Vannuccini, V. (29 04 2014 r.). La Bibbia smentita dagli archeologi israeliani. La Repubblica , p.30.

Занд Шломо. (2010). Кто и как изобрел еврейский народ [пер. с ивр. М. Урицкого]. Москва: Эксмо.

Катасонов В.Ю. (2015). Иерусалимский храм как финансовый центр. Москва: Кислород.

Лаврова В.П. (1993). Ключи к тайнам жизни. Часть 4. Москва.

 

 

 

1234 56 7  

<< Назад

 

 

Примечания



[1] Еврейская община с ее административными, юридическими, религиозными и благотворительными учреждениями составляла автономную единицу. Термин «кагал» означал и общину, и общинную администрацию. Оба понятия были тождественны. Административные функции кагала – это распределение государственных и общинных налогов, заведование благотворительными учреждениями и т.д. Необходимость установления солидарности между кагалами и раввинами разных местностей осуществлялась как в юридической области, так и в отношении норм талмудического законодательства (раввинский суд), приводя к унификации общин кочующего «государства».