Иерусалимский цикл накопления скачать

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

Проект Остров Льда

Столетию

Великой Октябрьской Революции

посвящается

Оглавление

Введение. 5

I.       Предпосылки Иерусалимского цикла. 7

Ассирия. 7

Вавилония. 9

Кочующее государство евререв. 13

II.     Храм как государственная структура. 17

Храм как бюджет. 17

Казна. 18

Налоговые поступления: храмовый налог и десятина. 19

Расходы бюджета: финансовая дань метрополиям. 21

Под властью римских откупщиков. 21

Попытка Цезаря упорядочить финансовые потоки. 23

Август и Тиберий: финансовые реформы и положение в Иудее. 23

Суд над Христом, или модель отношений иудейских вождей и римской власти. 25

III.   Деловые операции Храма. 26

Видимая часть бизнеса. 26

Невидимая часть бизнеса храма. 27

IV.   Идеология Иерусалимского цикла накопления как религия. 31

Мифы.. 31

Эпическая история: от Иерихона до царя Соломона. 33

Реальность. 34

Период Мишны и Талмуда (I–VII века н.э.) 35

Отредактированные священные книги. 36

Конкуренция храмов в борьбе за налоги. 38

Еврейская диаспора: политическое и экономическое влияние. 40

«Иерусалимские князья» и Иерусалимский храм. 41

V.     Распад Иерусалимского цикла накопления. 42

Военная сила и защита накопления. 43

Разрушение и разграбление Иерусалимского храма. 43

Финал Храма. 44

Миграция. 45

После храма. 46

Кагал-бюджет. 48

Капитализм из храма. 48

Распад и рассеяние накопления. 49

VI.   Особенности Иерусалимского накопления. 50

Общие признаки цикла. 50

Объективность цикла накопления. 51

Особенность цикла накопления. 53

Заключение. 53

Список литературы.. 55

 

 

 

 

 

Иерусалимский цикл накопления

©Чернышев В.М.

Совместный проект:

Политическая партия «Полярная Звезда».

Санкт-Петербург – Москва – Брянск.

 

Группа «Утопия», 2017.

Проект «Остров Льда» / «The Icy Island Project»

 


 

 


V.               Распад Иерусалимского цикла накопления 

Заканчивалось  накопление, локализованное в Иерусалиме и в Иудее в целом. Баланс стал перемещаться в рассеянное по миру, «невидимое накопление», искавшее надежную и долговечную точку на карте для продолжения концентрированного «притяжения» богатств, чтобы мечта о Земле Обетованной и о Храме не иссякала в народах, принимавшем иудаизм.

Конечная точка накопления капитала есть начало нового цикла. Поэтому видимый многим «Распад» данного периода накопления не означал прекращения действия всеобщего закона капиталистического накопления, пусть в незрелых еще производственных отношениях и производительных силах, которые не всегда позволяли создать достаточно большую величину прибавочного продукта общества.

Так или иначе, но «иерусалимский цикл накопления», покоившийся на ощутимом приросте от товарных потоков материального производства, циркулирующих между «пятью морями», поражается финансовым паразитизмом как язвой. Доля и объем продукции собственных секторов материального производства, поддерживающих условно национальную валюту, все меньше; финансовых, процентных «доходов» все больше. Растет «цифра», а не материя богатства. Все больше внимания финансовым операциям. При этом наблюдается постоянный рост непроизводительных затрат (дворцы, резиденции, предметы роскоши). Подобный же путь прошли все империи, пережившие пик своего развития и оставившие свои «останки» на растерзание строителям следующих империй.

Так проходит видимое глазу величие и слава Храма и банка Иерусалима, разрушаемые внутренними причинами (финансовые и, следовательно, политические противоречия) и внешними (войны, грабежи, разрушение «храмо-банковских» объектов). Подготавливается коллапс одного цикла накопления и перетекание, переход его в новую точку роста.

Военная сила и защита накопления

Наличие военной силы как гарантии сохранения богатства и продолжения экспансии накопленного капитала на новые страны и территории – это не случай иерусалимского периода накопления. У Храма и у руководства религиозно-государственной структуры отсутствует мощная регулярная армия, подконтрольная центральному правительству. Не достает каких-либо упоминаний о ней  (в том числе в священных книгах), о развитии производства оружия и/или новых вооружений в достаточно осязаемых для большой армии масштабах.

«Легкий вариант накопления», не связанный с ведением войн и захватом рабов и территорий не предполагал финансирования военных приготовление или создания армии.

Иерусалимский храм, будучи финансовым и экономическим центром Иудеи, владел огромными материальными богатствами и ценными с точки зрения тогдашнего мирового рынка активами.

Разнообразное имущество с богатым убранством,  необходимое для отправления религиозных обрядов, хранилось и использовалось для ритуальных действий. Кроме того имелись обильные запасы продовольствия (для прокормления священников и обслуги), скот, запасы зерна и т.п. В храме к тому же хранились сокровища, которые были, выражаясь современным языком, «финансовыми активами», или «ликвидными активами». Это были запасы монет и драгоценных металлов, которые выполняли функции денег и которые составляли казну храма.

Храм в Иерусалиме, как многофункциональная корпорация, выполнял не только богослужебные функции, но и служил мощным средством массовой информации и пропаганды «финансовой религии» в отсутствие ежедневных газет и телевидения. На эту деятельность накладывалась государственно-бюджетная функция храма, включая сбор налогов, податей, управление активными и пассивными операциями как внутри Иудеи, так и за ее пределами, чеканка собственных денег Иудеи. При этом невидимая часть направлений работы храма:  операции с недвижимостью, финансирование городского хозяйства, прием вкладов, кредитование, составлявшие материализацию бесценного знания о товарно-денежных отношениях, вынесенного из вавилонского плена, безусловно, становилась более масштабной и значимой, чем невидимая часть.

Данные обстоятельства сделали Иерусалимский храм-банк легкой добычей всякого хорошо вооруженного захватчика пришедшего за материальными сокровищами.

Закономерно, что Иерусалимский Храм с его золотом и серебром был подобен магниту, который притягивал к себе завоевателей, как близких соседей, так и грабителей издалека. Исторические источники свидетельствуют, что за свою долгую историю Иерусалим более восьмидесяти раз подвергался захватам и разорениям. Богобоязненные завоеватели грабили город, не рискуя прикоснуться к активам храма-банка. Но для многих завоевателей никаких запретов на сокровища храма не существовало. Формы грабежа были как варварскими (военный грабеж и разрушение), так и более цивилизованными. Во втором случае захватчики требовали дань, которую вожди еврейского народа могли заплатить лишь за счет храмовой казны (Катасонов, 2015, С.37).

Разрушение и разграбление Иерусалимского храма

В 604 году до н.э. Иудея попала под власть вавилонского царя Навуходоносора. Первые годы тогдашнему царю Иудеи Иоакиму пришлось платить дань вавилонским захватчикам. Вскоре, однако, Иоаким, подстрекаемый египетским царем, отказался от уплаты дани. В результате в 597 году до н.э. Навуходоносор пришел в Иерусалим для наведения порядка, а заодно ограбил храм (Катасонов, 2015, С.37).

«Сопротивляться Навуходоносору было бесполезно, и Иоакиму пришлось спасаться ценой дани. Он признал себя вассалом царя вавилонского и три года платил ему дань; потом попробовал отложиться. Тогда под стенами Иерусалима появился Навуходоносор… Иоаким умер во время осады, а сын его Иоахин сдался на милость победителя. А храм Иагве был разорен и разграблен: все золото и все золотые вещи были увезены в качестве добычи великого царя…».[1]

Навуходоносор поставил царем Иудеи Седекию, который некоторое время отправлял Вавилону требуемую дань. Однако через семь или восемь лет Седекия перестал платить дань, объявив Иудею независимой. Вавилонский царь вновь организовал военный поход против Иудеи. На этот раз Навуходоносор повторно обчистил храм, вывезя из него все драгоценные сосуды и украшения, а после этого сжег храм. Кроме того, многие жители Иерусалима и Иудеи были уведены в плен в Вавилонию.

Во время римского владычества произошло два крупных ограбления храма. Первое – вскоре после того, как Иудея перешла под контроль Рима: римский военный начальник Марк Красс[2] в 55 году до н.э. разграбил казну храма, когда шел на войну с парфянами. Он украл денег на сумму 2 тысячи талантов и золотой утвари на сумму 8 тысяч талантов. Громадная по тем временам сумма! Красс обосновал этот разбой тем, что ему нужны деньги для оплаты жалованья своим солдатам (Катасонов, 2015, С.39).

Второе крупное ограбление произошло в 70 году н.э., после чего Иерусалимский храм был уничтожен войсками римского военачальника Тита. Кроме того, случалось, что в храмовую казну запускали руку римские прокураторы (наместники римского императора в Иудее).

Однако самыми главными грабителями казны храма были первосвященники и их ближайшее окружение. Финансовые святоши имели все полномочия для того, чтобы управлять этими гигантскими активами, но при этом «злоупотребляли своим служебным положением», то есть использовали храмовые средства в личных целях.

Финал Храма

Ситуация в Иерусалиме ухудшилась в связи с завершением реконструкции Иерусалимского храма в 64 году н.э. Как сообщают многочисленные источники, 18 тысяч рабочих остались без работы. «Приток пожертвований со стороны иудеев диаспоры в храмовую казну стал уменьшаться»[3] (Катасонов, 2015, С.146).

Закономерно, что борьба евреев за «финансовую независимость» от Рима, как стремление к национальной независимости, усиливала внутренние противоречия в среде финансово-религиозной верхушки Города. Обострялись отношения между саддукеями и фарисеями – двумя основными партиями в Иудее того времени. «Разрушение Храма», или развал всей системы иерусалимского цикла накопления в этой ситуации было вопросом времени.

Зачинщиками военных действий против римлян были зелоты (ревнители) – наиболее непримиримая часть иудейского общества, выступавшая не за снижение налогового бремени со стороны Рима, а вообще против уплаты любых налогов. Партия фарисеев не поддерживала в вопросе налогов ни саддукеев, ни зелотов; она выдвигала осторожные требования борьбы лишь с налоговыми злоупотреблениями[4] (Катасонов, 2015, С.147). К зелотам примыкали сикарии (кинжальщики), обычные разбойники, или террористы, которые избрали тактику террора, убивая мытарей и римских налоговых чиновников.

Римские легионы под командованием Веспасиана и Тита, осадили Иерусалим. Снятие осады города было возможно при выполнении ультиматума. Евреи должны признать владычество Рима над Иудеей и регулярно выплачивать Риму налоги. Снова главный вопрос – налоги! (Катасонов, 2015, С.147-148). Храм захвачен и разрушен.

Разрушение Иерусалима и сожжение Храма положило начало рассеянию евреев по всему миру, считают многие идеологи и историки иудаизма. От Второго Иерусалимского Храма осталась лишь Западная стена. Почти шесть десятков лет Иерусалим находился в руинах и запустении.

В 130 году император Адриан дал указание создать на развалинах Иерусалима римскую колонию, которой было дано название Элия Капитолина. В новом городе на месте Храма было воздвигнуто святилище, посвященное Юпитеру. Осквернение, как полагают, спровоцировало вторую Иудейскую войну (132-136 годы). Хотя правильнее было бы предположить разгоревшуюся борьбу народа с колониальной зависимостью, олицетворенную слабеющей римской центральной власти.

Богатства храма были захвачены римлянами в качестве трофея и вывезены в Рим. Вся земля иудейская была признана собственностью римских императоров.

Стоимость награбленного из Храма позволила римлянам профинансировать сооружение Колизея. После падения Римской империи Колизей начал разрушаться. В конце XIII века он был превращен в каменоломню, с которой вывозились камни для сооружения других построек. Из камней Колизея построены в XIII–XIV веках дома 23 аристократических семей Рима, в XIV–XV вв. – шесть церквей (Катасонов, 2015, С.152).

Колизей фрагмент огромного сгустка накопленного богатства, переместившегося и растворившегося в недрах тогдашней империи Рима. Существующая уже диаспора, как и миграционные «потоки» иудеев, в том числе связанные с близким крахом империи двигались главным образом вдоль границ Средиземного моря, обживая территории северной Африки, юга Европы.

В сокровищнице храма накануне осады Иерусалима находилась только часть всех богатств храма. В эпоху второго храма жреческая олигархия активно занималась коммерческими операциями. Богатства храма были уже не просто деньгами, а капиталом, находящимся в постоянном движении, в поиске рабочей силы (пока еще в основном рабской, местами частично свободной и даже совсем свободной для «самопродажи»), эксплуатация которой создавала прибавочную стоимость, превращаемую в прибыль. Поэтому часть золота и других богатств находились за пределами Палестины, и эти активы не достались римским завоевателям. Вероятнее всего, деньги императорской казны также не лежали мертвым грузом, а «работали». В том числе двигались по «треугольнику» Рим‑Иерусалим‑Александрия (Катасонов, 2015, С.153).

Кроме того, часть активов храма была спрятана в тайниках во время Первой иудейской войны. На эту мысль наводят записи, обнаруженные во время археологических раскопок в Кумране (кумранские свитки) после Второй мировой войны. Среди них – медный свиток, содержащий информацию о золотом кладе: «…Была в собрании кумранитов совершенно особая книга. Она записана шифрами на меди и свернута в трубки. Медный свиток считается самым загадочным текстом кумранской общины. В нем говорится о существовании золотого клада весом около 200 тонн, зарытого по частям в 64 частях Палестины, в районе Иерусалима»[5] (Катасонов, 2015, С.154-155).

Одна из версий последующей судьбы храмового золота: оно было обретено орденом тамплиеров и стало «стартовым капиталом», благодаря которому они из бедных рыцарей превратились в мощную международную финансовую организацию, простирающуюся от Скандинавии до Северной Африки. «Вполне возможно, что некоторые из этих мест были открыты тамплиерами, что послужило началом их сказочного богатства»[6] (Катасонов, 2015, С.155).

Миграция

В Римской империи и Византии до 70 года н.э. потоки иудейской миграции не носили, как утверждают идеологи, насильственного характера. Обширные потоки еврейской эмиграции направлялись в Египет, вдоль всего африканского побережья до Марокко, переходили на Пиренейский полуостров. Другой эмиграционный поток шел на Балканский полуостров, вдоль всего Черного моря (Крым), отсюда доходил по Днепру до Киева. Обширные еврейские колонии возникли также в Риме, в северной Италии, южной Франции и в прирейнских городах.

До принятия в Римской империи христианства евреи везде жили мирно среди других народов, занимаясь земледелием, ремеслами, и вели торговые сношения между Востоком и Западом. В Италии, Франции и Германии евреи до начала средних веков не подвергались никаким ограничениям в занятиях. В Ломбардии и южной Франции они занимались земледелием наряду с торговлей.

С возникновением христианской империи еврейские общины оказались в принципиально новой ситуации. Если языческая Римская империя, согласно официальной версии истории, физически лишила еврейский народ его родины и столицы, то христианизированный Рим внешне претендовал на контроль над духовной жизнью еврейского народа, а внутренне – хотел бы устранить конкурента в области «веры» и, соответственно, переключить на себя финансовые потоки «Иерусалимского Храма».

Преследования евреев начались в Византии при Феодосии II (401–450 годы), который отличался религиозным фанатизмом и стремлением к полицейскому регламентированию внутренней жизни.

После храма

Когда римляне разграбили Храм в Иерусалиме в 70 году н.э. могло показаться, что вместе с этим уничтожается и центр иерусалимского периода накопления. Рим ради спасения империи безжалостно уничтожил символ иудейского сопротивления, борьбы за национальное освобождение. Таков внешний слой этой истории. Однако Храм – один из ключевых инструментов сетевой организации общин, обеспечивающих не только накопление богатства, но и продвижение на новые территории.

 «Гидру» иерусалимского «капитализма», казалось, раздавили, но ее «головы», полные знаний и методов работы с денежным, товарным и кредитным материалом, уцелели. Человеческий материал, заряженный мощной национальной религией, заточенной под цели выживания, экспансии, основанной на накоплении, «растворился» по древнему миру, сея семена будущего капитализма, напитывая их неистовой, неудержимой верой в деньги, в могущество и всесилие «золотого тельца». Так, слово, мысль и дух продвинутых методов накопления собственности обретали новую родину через безродных, по сути, «безнациональных» верных служителей вечной, как им казалось, Собственности.

Религиозное по форме руководство и в самой Иудее, и в разбросанных по Европе, Азии и Африке иудейских диаспорах осуществлялось тогда экстремистской террористической сектой фарисеев, которая не давала развиваться процессам распада системы иерусалимского накопления, предлагая уцелевшим выживание в новой среде, на новых территориях, в изменяющихся условиях.

Римляне пошли на невиданную для них прежде жестокость при подавлении мятежа иудеев (по некоторым источникам, римскими войсками было убито около 500 тысяч человек, разрушен до основания иерусалимский храм), многие руководители фарисеев, члены Синедриона, предвидя исход сражения, заблаговременно бежали из Иерусалима[7][I] (Катасонов, 2015, С.157-158). Вполне возможно, что цифра убитых очень сильно преувеличена в пропагандистских целях.

История словно повторила сама себя: Ашшур сменил Ур, Вавилон заменил Ашшур, Иерусалим заместил Вавилон. После изгнания евреев из Вавилона условный центр зарождающегося иерусалимского этапа накопления капитала укрепился в Иерусалиме, а также в окружных территориях Рима, Греции, Египта, Персии, Вавилона, страны Северной Африки, словом в «сеть» иудейских общин. В Вавилоне же обосновались религиозные вожди и идеологи книжной религии.

Между тем рассеяние в Европе, в Северной Африке, в Азии и на Кавказе происходило еще до разрушения Храма. Особенность этим процессам придало появление (V-VI века н.э.) письменных источников монотеистического иудаизма и воинственных религиозных структур, обеспечивающих пропагандистскую работу по их распространению (читай, прозелитизму) для увеличения базы накопления со всех мест пребывания иудейских общин.

В это время верховное руководство находилось в руках «князей изгнания», которые пребывали в глубоком подполье.[8] Так называемый «управляющий центр» Иерусалимского накопления достаточно жестко контролировал жизнь евреев через национально-религиозные структуры, которые со временем стали не столько «национальными», сколько «а-национальными» (по причине рассеяния и смешения среди других народов), а также религиозно-финансовыми, при всей бессмысленности сочетания этих двух понятий в единое целое.

Надгосударственная по факту «религия» как свод финансовых, банковских, налоговых инструкций для всего народа и приверженцев иудейской «веры» во всей диаспоре, оказалась весьма живучей. Жесткая идеология распространялась в среде ее носителей, членов еврейских общин в странах Европы и по ее периметру вместе с потоками промыслов и ремесел так или иначе связанных с движением товаров, денег, сбором налогов и формированием соответствующих целям накопления юридических и «бюджетных» процедур. Монотеистическая по форме религия внутри себя содержала «языческую личинку» поклонения золотому тельцу. «Единство» формы и содержания, характерное для всякой религии, было обеспечено.

В Палестине до завершения Иерусалимского Талмуда (200–425 годы). Мифологически преувеличенная национальная трагедия разрушения Храма (какие не раз переживали все окружные народы и империи Ханаанской земли) побудила еврейский мир приспособиться к новым условиям. Деятельность еврейского центра в Явне, привели к тому, что еврейское руководство учредило автономную судебную и образовательную систему, в надежде на то, что снова возникнут условия для возрождения еврейского государства в земле иудейской.

Этот процесс отражен в священных текстах (Мишне и созданных на ее основе Иерусалимском и Вавилонском Талмуде). Таким образом, еврейские общины разрабатывали формы духовной жизни, направленные на сохранение национальной неповторимости в отсутствие собственного государства.

В Вавилонии до заключения Вавилонского Талмуда (200–500 годы).  

После разрушения Храма и особенно разгрома восстания Бар-Кохбы главная масса евреев ушла в Месопотамию, где в течение восьми веков находился духовный и интеллектуальный центр евреев, действовали еврейские талмудические академии, жили духовные главы евреев: эксилархи и гаоны. 

«Академии» упорно трудились над тем, чтобы скрестить в одних текстах и веру в единого Бога, в Храм и необходимость абсолютного послушания религиозному руководству общины. Священство «Храма-банка» уже вкусило прелесть власти и богатства. Важно было так сконструировать  сами тексты и всякие дополнения и толкования к ним, чтобы каждой общиной можно было управлять с помощью жестких законодательных и тонких психологических и пропагандистских приемов. Личное материальное богатство, созданное «накоплением», именно так часть иудеев, пораженных болезнью власти-собственности, поняли вероятное представление о Земле Обетованной. Варианты Талмуда, Мишна, Тора и прочая литература в законченном виде продолжали работать на «дело Храма».

А каждая община представляла уже собой мини-государство иудеев с автономной религиозной, законодательной, образовательной и моральной вселенной. Кагал также замыкал на себя вопросы «местных» финансов, налогов, бюджета и, соответственно, денежных отношений с окружающими властями.

Талмуд, созданный духовными вождями евреев, «воздвиг непреодолимый барьер против внешнего мира», принудил к подчинению «смертельно‑строгой» дисциплине и держал новообращенных в должном почтении. Целью всего этого было сделать жизнь евреев совершенно отличной от жизни других народов. Любой закон, решенный в Синедрионе большинством голосов, становился обязательным для иудейских общин в рассеянии, «неподчинение наказывалось отлучением, что полностью исключало провинившегося из общины». Так «окончательно был установлен центр этого круга и сам круг в виде закона, обнесенного стеной вокруг управляемого им народа»[9] (Катасонов, 2015, С.162-163).

Кагал-бюджет

Каждая еврейская община имела правление, или кагал, в ведении которого находилась «общая касса».[10] «Кагал существовал в каждом городе, где жило сколько‑нибудь значительное количество евреев, и отвечал перед правительством… за всю общину. Но главной задачей кагала было обеспечение нормальной жизни евреев города, уплата за них всех налогов и управление общественного бюджета. Бюджет этот формировался за счет сбора денег со всех членов общины. Затем старшины общины приступали к распределению этих денег в различные фонды общины, каждый из которых управлялся своей комиссией».[11]

Еврейская община с ее административными, юридическими, религиозными и благотворительными учреждениями составляла автономную единицу. Термин «кагал» означал и общину, и общинную администрацию; оба понятия были тождественны.

Административные функции кагала – распределение государственных и общинных налогов, заведование благотворительными учреждениями и т.д. – исполнялись выборными кагальными старшинами (seniores פרנסים), между тем как на раввинов (doctores judaeorum) возлагалась забота ο религиозных и юридических делах. Необходимость установления солидарности между кагалами и раввинами разных местностей сначала осуществилась в юридической области. Раввинский суд руководствовался в своих решениях нормами талмудического законодательства; но эти нормы часто допускали различные толкования, и потому являлась надобность созывать собрания раввинов для выяснения спорных пунктов.

Важнейшей функцией кагала была фискальная, и состояла в своевременной и полной оплате налогов, причитающихся с еврейского населения, в пользу казны государства, на территории которого проживали евреи.[12]

Таким образом, в руках кагала сосредотачивались крупные средства, которые шли на подкуп администрации и на помощь подчиненным кагалу евреям[13] (Катасонов, 2015, С.163-164).

Капитализм из храма

Зачатки раннего капитализма Древнего мира проявлялись в форме эксплуатации наемного труда, товарного обмена, использовании денег, финансовой деятельности храмов-банков, накопления богатства в товарной и денежной форме и существовали в Древней Ассирии, Древнем Вавилоне, у финикийцев, в Египте, в Риме. Образование городов ускоряло хозяйственные процессы, в том числе концентрацию богатства. Рабский труд, феодальная зависимость, наемный труд – все эти системы уже имелись в древности и не являются новостью даже при современном капитализме.

Напротив, в новейшем капитализме все больше и чаще обнаруживаются архаичные формы эксплуатации, собственности, инструменты и «технологии» накопления, ушедшие, казалось бы, в далекое прошлое, подтверждая объективное единство рабовладельческого, феодального и капиталистического способа хозяйствования в рамках более общей категории мещанского способа производства. Мета-уровень, объединяющий прежние и господствующую ныне форму, – это отношение собственности – во всем многообразии его проявлений.

Иудеи рассеяния, выросшие в среде городов Ассирии, Вавилонии, Египта сами прошедшие через рабство, усваивали принципы отношений собственности, складывающиеся отношения капитала, методы работы с денежными средствами, с потоками товаров и платежных средств. Не было ничего необычного в том, что вся эта «механика» впоследствии активно использовалась, как в самой Иудее, так и в территориях рассеяния многонационального семитского народа.

 «Уже в III веке еврейские общины расселились по миру, обеспечивая торговые связи от севера Германии до Марокко, от Италии до Индии. Обладая наилучшей информацией, евреи становятся советниками монархов, влиятельными людьми. Возникает почти абсолютное, но не намеренное тысячелетнее господство евреев в международных финансах, длившееся до XI–XII веков»[14] (Катасонов, 2015, с.165-166). При этом речь не столько о национальности, сколько о религиозно-финансовой идеологии, лучше всего адаптированной к задачам накопления собственности в денежной, товарной, любой другой форме.

Ж.Аттали ограничивает период абсолютного господства евреев в международных финансах вплоть до XII века, вероятно имея в виду, что на смену евреям пришел орден тамплиеров (образован в 1118 году в Палестине), который получил свое название от Иерусалимского храма (от французского «тампль» – храм). Этот орден сумел в короткие сроки создать на обширных пространствах от северной Африки до Скандинавии свою международную финансовую империю, при этом евреи‑ростовщики оказались на втором плане.

Орден тамплиеров иногда ошибочно называют христианским, поскольку формально он был создан по указанию римского престола (папы римского). Обстоятельные исследования истории тамплиеров показывают, что этот орден был как раз антихристианским, причем за ним стояли все те же еврейские ростовщики. Орден был своеобразным связующим звеном между Римским престолом и еврейскими ростовщиками,[15] (Катасонов, 2015, С.166) прикрывая созданные и работающие уже торгово-финансовые сети такой яркой «рыцарской» декорацией.

Немецкий философ И.Кант отмечал, что ростовщичество – наиболее характерная особенность той общности людей, которые называются «евреями»: «Евреи – нация ростовщиков… они перехитрили людей, которые дали им кров» (см. Катасонов, 2015, С.181).

Применительно к средневековой Баварии: «…понятия «торговец» и «еврей» используются здесь обычно как однозначные. Но сначала оказываются синонимами такие понятия, как «буржуа» (в понятии «горожанин») и «еврей» (Катасонов, 2015, С.181-182). Эти синонимы отсылают нас к языковому аналогу западных славян, которые определяют «мещанина», как жителя «места», «города», то есть горожанина. Горожанин, в свою очередь, звучит как «буржуа», «бюргер», - слова, принятые в европейской языковой среде.

Таким образом, круг замыкается на «горожанах», торговцах и ростовщиках, как носителях, движущих силах набирающего силу мещанского способа производства, или «городского способа производства». Именно Город (место) характеризуют такие особенности, как: наличие храма, городской (и/или государственной) власти, образование войска, устройство тюрьмы, судов, денежного обращения, сбора податей или налогов, синхронизации достаточно скученной,  концентрированной жизни горожан, занятых ремеслами, администрированием и/или наемным трудом, и так далее. Словом, в городе есть все то, что отсутствует в достаточно «разреженном» сельском поселении людей, где даже обмен продуктами чаще всего происходит в натуральной форме, без посредства каких-либо денег.

Ж.Аттали в своей книге о еврейском банкире С. Варбурге также подтверждает, что слова «еврей» и «ростовщик» у многих народов были синонимами[16] (Катасонов, 2015, С.168).

В.Зомбарт заявил, что «вирус» капитализма в западное общество был привнесен еврейскими ростовщиками и торговцами»[17], хотя подобное заявление говорит, скорее, о чрезмерно раздутом национальном самомнении. Капитализм, капитал как общественное отношение – явление объективное, не сдерживаемое границами, тем более не «изобретенное» какой-то национальностью. Явление движущейся во времени собственности подчиняется объективным экономическим законам, а не националистическим глупостям.

Распад и рассеяние накопления

Судьба иерусалимского цикла накопления предопределила судьбу всех европейских и американского циклов накопления капитала. Несмотря на свою исключительную живучесть и долговечность иерусалимский цикл не оказался достаточно сильным в военном смысле, чтобы защитить и сохранить накопленное (или награбленное) богатство. Римская военная машина разрушила храм, империя присвоила богатства, сгусток накопленной стоимости растворился на просторах империи. Подобно тому, как иудеи рассеялись по миру, потеряв свою страну, видимая часть иерусалимского накопления исчезла из виду, проросла в новых странах и землях, концентрируясь вокруг иудейских национально-религиозных общин.

Накопление иудеев пережило высшую точку, распалось, прекратилось. Вехами на долгом пути накопления остались Храм, невиданное богатство, разорение, вавилонский плен, иудаизм (тора, талмуд), новое богатство, усиленное «религией с финансовой начинкой». И в конце пути снова разграбление и рассеяние народа. Концентрация богатства прошла последовательно через стадию материального накопления, постепенно сменявшегося финансовым этапом. Финальная, или финансовая стадия растянулась во времени и пространстве «Рассеяние» накопления капитала, или рассеяние накопление,  как будто оказалось ловким трюком накопителей: а) сгущение, концентрация, б) разрушение, рассеяние в других землях и народах и кажущееся исчезновение; и затем в) новое сгущение и концентрация в мировом масштабе накопленного богатства. Так начиналось в Вавилоне и продолжилось после него: «рассеянное», или «посеянное» существование в инородной среде, выживание, выход из «плена», новое рассеяние или «посев» в иных странах и племенах; богатство, видимое и невидимое, затем новый «исход».

Примечательно, что вместо военной защиты в иерусалимском периоде накопления применено более могущественное, как оказалось, средство – рассеяние народа в формах национальных религиозных общин. В качестве «организационного оружия («закладка» движущих сил следующего периода накопления в новых территориях с помощью людей, искушенных в знаниях и навыках товарно-денежных отношений) оно оказалось непревзойденным. Но все же это был не заговор, а объективный процесс, подкрепленный хорошо разработанной впрок стратегией выживания народа, обремененного важной божественной миссией, даже во враждебной среде. В данном случае не следует забывать об объективном и субъективном моменте в анализе этого явления, о форме и содержании, о внешнем проявлении, видимости того сущностного, существенного процесса, который, как правило, скрыт от наблюдателя. Ведь не для сбора денег и богатства позвал Бог народ израильский в путь.

 

 

 

Дальше >>

 

1234 56 7  

<< Назад Дальше >>

 

 

Примечания



[I]



[1] Никольский Н.М. Древний Израиль // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004. С. 93.

[2] Красс Марк (115 – 53 до н. э.) – один из членов Римского триумвирата (наряду с Ю.Цезарем и Помпеем).

[3] Феррар Ф.В. Последний разгром Иудеи // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004. С. 406.

[4] По этой причине римские прокураторы в Иудее, будучи финансовыми инспекторами, очень настороженно относились к новоявленным иудейским «мессиям», подозревая их в покушении на финансовую систему Римского императора.

[5] «Камо грядеши, Вавилон?» / Сост. В.И. Кремень. – М.: Паломник, 2002. С. 174–175.

[6] Там же. С. 175.

[7] См.: Глушков Е.Ф. Сионизм и потери России. Вечная схватка. Кн. 1. – М., 2004. С. 26–27.

[8] См.: Подробнее о «князьях изгнания» см.: Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. – М.: «Москва», 1997.

[9] Josef Kastein. History and Destiny of Jews, 1933; цит. по: Дуглас Рид. Спор о Сионе. – М.: Твердь, 1993. С. 78.

[10] См.: Брафман Яков. Книга кагала: всемирный еврейский вопрос. – Киев: МАУП, 2004.

[11] Люкимсон П. Бизнес по‑еврейски. Евреи и деньги. – Ростов н: Феникс, 2007. С. 165.

[12] Электронная еврейская энциклопедия. Статья «Кагал».

[13] Шафаревич И. Трехтысячелетняя загадка. С. 65.

[14] Цит. по: Глушков Е.Ф. Сионизм и потери России. Вечная схватка. Кн. 1. – М., 2004. С. 25–26. Кстати, данное положение Аттали противоречит исследованиям других авторов. В первые века после краха Римской империи позиции еврейских ростовщиков и торговцев существенно ослабли.

[15] См., например: Глушков Е.Ф. Сионизм и потери России. Вечная схватка. Кн. 1. – М., 2004; Марков Н. Войны темных сил. – М., 2002.

[16] См.: Attali Jacques. Un homme d'influence. Sir Siegmund Warburg. Paris, 1985. Р. 13–25.

[17] Работа не содержит негативно‑критического заряда по отношению к капитализму, скорее отношение Зомбарта к этому явлению положительное, при всем желании его сохранить бесстрастно‑научную тональность книги (Катасонов, 2015).