Иерусалимский цикл накопления скачать

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

Проект Остров Льда

Столетию

Великой Октябрьской Революции

посвящается

Оглавление

Оглавление

Введение. 4

I.       Предпосылки Иерусалимского цикла. 4

Ассирия. 4

Вавилония. 6

Кочующее государство евререв. 10

II.     Храм как государственная структура. Ошибка! Закладка не определена.

Храм как бюджет. Ошибка! Закладка не определена.

Казна. Ошибка! Закладка не определена.

Налоговые поступления: храмовый налог и десятина. Ошибка! Закладка не определена.

Расходы бюджета: финансовая дань метрополиям. Ошибка! Закладка не определена.

Под властью римских откупщиков. Ошибка! Закладка не определена.

Попытка Цезаря упорядочить финансовые потоки. Ошибка! Закладка не определена.

Август и Тиберий: финансовые реформы и положение в Иудее. Ошибка! Закладка не определена.

Суд над Христом, или модель отношений иудейских вождей и римской власти. Ошибка! Закладка не определена.

III.   Деловые операции Храма. Ошибка! Закладка не определена.

Видимая часть бизнеса. Ошибка! Закладка не определена.

Невидимая часть бизнеса храма. Ошибка! Закладка не определена.

IV.   Идеология Иерусалимского цикла накопления как религия. Ошибка! Закладка не определена.

Мифы.. Ошибка! Закладка не определена.

Эпическая история: от Иерихона до царя Соломона. Ошибка! Закладка не определена.

Реальность. Ошибка! Закладка не определена.

Период Мишны и Талмуда (I–VII века н.э.) Ошибка! Закладка не определена.

Отредактированные священные книги. Ошибка! Закладка не определена.

Конкуренция храмов в борьбе за налоги. Ошибка! Закладка не определена.

Еврейская диаспора: политическое и экономическое влияние. Ошибка! Закладка не определена.

«Иерусалимские князья» и Иерусалимский храм. Ошибка! Закладка не определена.

V.     Распад Иерусалимского цикла накопления. Ошибка! Закладка не определена.

Военная сила и защита накопления. Ошибка! Закладка не определена.

Разрушение и разграбление Иерусалимского храма. Ошибка! Закладка не определена.

Финал Храма. Ошибка! Закладка не определена.

Миграция. Ошибка! Закладка не определена.

После храма. Ошибка! Закладка не определена.

Кагал-бюджет. Ошибка! Закладка не определена.

Капитализм из храма. Ошибка! Закладка не определена.

Распад и рассеяние накопления. Ошибка! Закладка не определена.

VI.   Особенности Иерусалимского накопления. Ошибка! Закладка не определена.

Общие признаки цикла. Ошибка! Закладка не определена.

Объективность цикла накопления. Ошибка! Закладка не определена.

Особенность цикла накопления. Ошибка! Закладка не определена.

Заключение. Ошибка! Закладка не определена.

Список литературы.. Ошибка! Закладка не определена.

 

 

 

Иерусалимский цикл накопления

©Чернышев В.М.

Совместный проект:

Политическая партия «Полярная Звезда».

Санкт-Петербург – Москва – Брянск.

 

Группа «Утопия», 2017.

Проект «Остров Льда» / «The Icy Island Project»

 

 

 

 


      I.            Предпосылки Иерусалимского цикла

Примерное время формирования еврейского народа, внутри которого складывался и развивался иерусалимский период накопления богатства, приходится на период между 2–1 тысячелетием до н.э. 

В качестве нации древние евреи, согласно существующей библейской трактовке, сложились во 2 тыс. до н.э. на территории древнего Ханаана. Древний Ханаан был заселен различными народами, такими как хананеи, хетты, иевусеи, аморреи, и представлял собой беспорядочное множество враждовавших между собой царств и городов-государств. Ханаан Расположен между территориями Древней Месопотамии и Древнего Египта. С одной стороны, он находился в центре цивилизации Древнего Востока, а с другой стороны, постоянно подвергался внешним нашествиям.

В пределах этой обширной территории шел бурный процесс образования локальных точек накопления капитала. «Эпицентр накопления» менял города и территории. Иерусалим стал одной из таких точек на карте древнего Ханаана. Именно Иерусалимский период накопления капитала, точнее методы, приемы, принципы, усвоенные у окружных народов и в Египте, помноженные на особенности национальной религии, иудаизм, создали организационную и «технологическую основу» всех последующих циклов накопления капитала, двигавшихся по Европе и Америке и, наконец, в Азию.

 

Географически «национальный очаг» еврейского народа возник на «перекрестке» Древнего мира – там, где встречаются пути, соединяющие Месопотамию и Египет, Малую Азию и Аравию и Африку, вышел из Ханаана.

Формирование государств, расцвет и упадок городов, религий, богатство и разорение народов в рамках одной языковой группы семитов, внутри данной обширной территории в известной степени повторяли друг друга. Древние вавилоняне, ассирийцы, финикийцы, иудеи и некоторые другие входили в семитскую группу. К ней принадлежат современные арабы, сирийцы, евреи и ряд других народностей.

Ассирия

Ассирия просуществовала почти две тысячи лет, начиная с XXIV века до н.э. и до ее уничтожения в VII веке до н.э. (около 609 до н.э.) Мидией и Вавилонией. Новоассирийская держава (750-620 г. до н.э.) считается первой империей в истории человечества.

Города, впоследствии составившие ядро ассирийского государства (Ниневия, Ашшур, Арбела и др.), были основаны до XV века до н.э. Сначала Ашшур был центром сравнительно небольшого, номового (примитивного), преимущественно торгового государства, в котором ведущую роль играли купцы.

Ашшур вероятно входил в царство Аккада (XXIV-XXII века до н.э.), но имел второстепенное значение внутри этого государства. Около 1970 года до н.э. власть переходит к коренным ашшурцам.

Из этого периода до ученых дошел документ энси Илушумы (правителя Ашшура), впервые дарующий привилегии аккадскому купечеству, что было немыслимо в практически «тоталитарном» Царстве Шумера и Аккада, при государственной монополии на внешнюю торговлю и кредитные операции. Речь в надписи идет и о восстановлении городской стены, что подчеркивает самостоятельность Ашшура. Кроме того понятия «город», «стена» отсылают нас к представлению о налогах, переписи горожан, городских законах и т.п.

XX-XIX столетия до н.э. знаменуются бурным ростом торговли и товарного производства. Ашшурские и аккадские купцы в качестве торговых агентов устремляются в различные сопредельные страны, первоначально как торговцы ашшурскими тканями, впоследствии занимаясь спекуляцией металлами и кредитом. Сообщений о земельных сделках не найдено. Однако впечатление о раннем торговом капитализме уже есть.

В городе правила имущественная олигархия богатых купцов. Городская элита, состояла из представителей жречества и богатых торговцев – торгово‑жреческой олигархии. Подобно крупной фирме, торговцы Ашшура учредили множество филиалов, дочерних факторий‑поселений на пространствах от Месопотамии до Малой Азии и контролировали их.

Другую известный глиняный документ оставил сын Илушумы - энси Эришум I, в нем он также подтверждает беспошлинность торговли, однако в дополнении ко всему вводная часть повествует о городском собрании или совете, решение принимается Эришумом не единолично. Таким образом, ранний Ашшур, с одной стороны, как бы возвращается в прошлое, в 3-е тыс. до н.э., к общинным и коллегиальным институтам власти. С другой стороны, он просвечивает демократичесоке будущее городов-республик молодой Европы.

Нашествие амореев покончило с III династией Ура. В течение XIX века до н.э. они постепенно захватили царские престолы в Среднем и Нижнем Междуречье. Не обошли стороной и верховья Тигра и Евфрата. Около 1807 года до н.э. Ашшур вошел в обширную новообразованную, но непрочную державу Шамши-Адада I.

В середине XVIII века до н.э. держава Шамши-Адада распалась, и Ашшур был завоеван вавилонским царем Хаммурапи. Около 1720 года до н.э. аморейский восстановил независимость.

В XIV-IX веках до н.э. Ассирия неоднократно подчиняла всю Северную Месопотамию и прилегающие районы. Середина XV в. до н.э. - зависимость от Митанни. XIV век (1353-1318 гг. до н.э.) при Ашшур-убаллите I началось формирование империи. XIII век (1295-1264 гг. до н.э.) Адад-нирари I  закончил оформление империи. Вторая половина XIV-XIII вв. до н.э. - войны с хеттами и вавилонянами. XII в. до н.э. - полоса упадка в борьбе с балканскими племенами мушков. Конец XII века (1114-1076 гг. до н.э.) при Тиглатпаласаре I начался новый подъем. Около 1000 г. до н.э. - интервенция кочевников-арамеев, очередной упадок.

Новоассирийский период в истории Ассирии начался лишь после того, как она сумела оправиться от арамейского вторжения. Период наивысшего могущества Ассирии - VIII-VII век до н.э.

Новая Ассирийская империя (750-620 годы до н.э.) считается первой империей в истории человечества. Адад-нирари II (911-891 гг. до н.э.) - вывел страну из кризиса, последующие правители - в основном завоеватели. Адад-нирари III (810-783 гг. до н.э.) - вначале правил под опекой матери Шаммурамат. Первая половина VIII в. до н.э. - потеря владений под ударами Урарту. Тиглатпаласар III (745-727 гг. до н.э.) – новое возвышение Ассирии, разгром Урарту. Салманасар V (ок. 727 - 722 гг. до н.э.) – завоевание Израильского царства. В 671 году до н.э. царь Ассархаддон (680-669 гг. до н.э.) – завоевание Египта. Ашшурбанапал (668-627 гг. до н.э.) – распространение власти Ассирии на Лидию, Фригию, Мидию, разгром Фив.  В 630-е годы до н.э. - нападение мидийцев, до этого состоявших в союзе. 609 год до н.э. – последняя территория - Харран на западе Верхней Месопотамии - завоевана Вавилонией. Ассирия окончательно пала пред Вавилоном.

Религия. Религия Ассирии мало отличалась от вавилонских верований. В Вавилон перешли все ассирийские молитвы, гимны, заклинания, мифологические сказания, которые достались по наследству ассирийцам от аккадцев. Священные места ассирийцев стали священными местами вавилонян.

Во главе ассирийского пантеона богов стоял бог Ашшур - покровитель Ассирийского царства, создавший не только всех богов, но и самого себя. В Ассирии получают распространение культы Иштар, как богини войны, и Раммана - сокрушителя врагов. Наряду с богами в Ассирии почитались также многочисленные духи земли и неба - ануннаки и игиги.[1]

Позднее Ассирийское царство с его островками «торгового капитализма» пришло к закату, и его сменило Вавилонское царство. (Катасонов, 2015, С.23).

«Диффузия», или плавное перетекание одного государства в другое, была протяженной во времени и полной драматизма, что не мешало народам «смешения» относиться к одной языковой группе и заимствовать друг у друга религиозные сюжеты, как и саму необходимость «веры», накрепко привязанной к культу и «храму» с его функцией хранилища богатств.

Вавилония

Семитский народ амореи, основатели Вавилонии, унаследовали культуру предыдущих царств древнего Двуречья – Шумера и Аккада. Государственным языком Вавилонии был письменный семитский аккадский язык, а вышедший из употребления не родственный ему шумерский язык долго сохранялся как культовый.

В XXIV-XXI веках до н.э. городок Вавилон – провинциальный центр в составе Аккадского царства и Державы III династии Ура. В II-I тыс. до н.э. - столица Вавилонского царства, одной из великих держав древности и важнейший город одноименной области (Вавилонии).

В XXIV-XXII веках до н.э. территориальные образования Древней Месопотамии объединены под властью династии Аккаде; ко времени правления царя Шаркалишарри (начало XXII в. до н.э.) относится и первое достоверное упоминание Вавилона (под шумерским именем Кадингирра) в письменных источниках. Кадингирра – один из подчиненных городов Аккадской державы; царь ведет здесь культовое строительство.[2]

Крушение Шумеро-Аккадского царства на рубеже IIIII тыс. до н.э. сопровождалось переселением на земли Древней Месопотамии многочисленных полукочевых общин амореев. В начале II тысячелетия до н.э. аморейское племя я́хрурум захватило Вавилон и сделало его своей столицей.[3]

В период (1894-1595 гг. до н.э.) созданное амореями Вавилонское царство изначально было небольшим и занимало территорию вдоль каналов Ара́хту и Апка́ллату (западные ответвления Евфрата). Основное население этих мест – потомки шумеров и аккадцев – постепенно сплавились в единую народность вавилонян и ассимилировали завоевателей-амореев.

C первых лет своего существования новое государство было втянуто в ожесточенные войны с соседними племенами и «номами» (примитивными государствами) Южной Месопотамии.

Аморейские цари активно возводили и перестраивали храмы в столице. Особое внимание всегда уделялось Эсагиле – главному и вероятно древнейшему храму Вавилона, посвященному покровителю города, богу Мардуку (шумерское - Амар-Уту).

Особенность социальной структуры древнего Вавилона: правившая финансовая олигархия неразрывно связана со жречеством. Храмы были одновременно крупными фирмами и банками, занятыми масштабными сделками, дававшими деньги под проценты, владевшими крупной недвижимостью: землями, ремесленными мастерскими, торговыми лавками, а также религиозными корпорациями Вавилона.[4]

Наряду с собственностью храмов там была сильно развита нехрамовая частная собственность в рамках крупных коммерческих организаций (торговые дома Эгиби и Мурашу). Археологические документы (клинописные таблицы) свидетельствуют, что в Древнем Вавилоне заключались многочисленные договоры, велись судебные тяжбы, регистрировалась недвижимость (Катасонов, 2015, С.23).

Судьбоносным для истории города оказалось правление царя Хаммурапи (1793-1750 до н.э.), сумевшего за несколько десятилетий подчинить все основные города Древней Месопотамии и создать новую великую державу, контролирующую потоки товаров между пятью морями.

С этого времени город переживает бурный рост, его размеры со временем превосходят размеры города Ура, столицы Шумеро-Аккадского царства. Идет активное культовое строительство в Вавилоне, возведении дворцов. Город был важным религиозным центром Древней Месопотамии, сосредоточием экономической, политической и культурной жизни региона. 

Еще до появления Кодекса Хаммурапи существовали документы, фиксирующие достаточно развитые отношения собственности и совершенную для своего времени денежную систему. Собственность и развитые товарно-денежные отношения явились мощным инструментом интенсивного накопления богатства в Вавилонии, поэтому обозначившиеся уже формы общественного сознания, такие как религия, мораль, право, зачатки философии, политика, так или иначе, все более подчинялись экономике, отношениям собственности. Законодательные источники Вавилонии отражают закономерность появления мещанского способа производства, развитие товарного обмена, наемный труд, отрицающие общинные способы ведения хозяйства.

Так, в одном из предшественников Законов Хаммурапи, юридическом сборнике из города Эшнунны [Законы Эшнунны], составленном около 1790 года до н.э. (фрагменты найдены в 1945 и 1947 годах в развалинах города Шадуппума) имелись две статьи со шкалой цен на основные продукты (ячмень, масло, шерсть, медь и пр.). Установлены эквиваленты продуктов – серебро (статья 1) и зерно (статья 2). Статьи 3, 4, 7, 8, 10, 11 и 14 регулировали размеры наемной платы для различных категорий работников с их инвентарем.

Другие статьи касались нарушения контракта по найму (статьи 5 и 9), насильственного захвата лодки (статья 6), захвата имущества мушкенума (статьи 12 и 13), ограничений правоспособности рабов и несовершеннолетних (статьи 15 и 16), семейного права (статьи 17, 18, 25–35), займа, ростовщичества и долгового рабства (статьи 19–24), гибели заложенного имущества (статьи 36 и 37), продажи семейного имущества (статьи 38 и 39), кражи рабов (статьи 40, 49, 50), продажи пива (статья 41), денежной компенсации за различные телесные повреждения (статьи 42–48, 53–57), клеймения рабов (статьи 51 и 52), испорченного имущества (статья 58), развода (статья 59).

Вавилонский Кодекс Хаммурапи – более законченный документ эпохи развития собственности. Содержание Кодекса достаточно впечатляющее. Положения Законов могут быть разделены на следующие группы: охрана собственности царя, храма, общинников и царских людей; охрана имущества, полученного от царя за службу; операции с недвижимостью и деликты в отношении недвижимости; торговые и иные коммерческие операции, включая деликты в этой области; семейное и наследственное право; преступления против личности; операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем, а также деликты в этой области.

 Как видно, разделы определяют различные аспекты отношений собственности, как они уже сложились в 3 тысячелетии до н.э., и защищают права собственников и властей в первую очередь. Рабство невольников вполне сочеталось с неволей собственников, уже давно отдавшихся во власть своего богатства, готовых вести войны за рост его накопления.

 

К концу XVII века до н.э. Вавилонское царство вступило в полосу кризиса, чем воспользовались его воинственные соседи. Около 1595 года до н.э. войска Хеттского царства нанесли поражение Вавилонии. Город разграблен и подвергнут разрушениям, аморейская династия свергнута, а царство уничтожено.

Средневавилонский период Города (ок. 1595– ок. 1004 гг. до н.э.) называют Касситским Вавилоном (III династии).

После разгрома, учиненного хеттами и их союзниками, Вавилон стал добычей других завоевателей. В начале XVI века до н.э. его, вероятно, захватил Гулькишар – правитель Приморского царства на юге Месопотамии, затем в городе укрепились касситы – горные племена, основавшие там собственную династию.

Держава, созданная Хаммурапи, просуществовала около двух веков. В 1595 году до н.э. войска хеттского царства захватили и разграбили Вавилон, уничтожив старовавилонское государство амореев и положив начало длительному экономическому упадку Вавилонии.

Это было время внешнеполитического бессилия Вавилона и общего экономического застоя. Особенность этой эпохи - многочисленные войны с участием различных вавилонских династий и соседних Элама и Ассирии, а также вторжения степняков-халдеев и других кочевых племен.[5]

Касситское царство Кардуниаш со столицей в Вавилоне с самого начала было крупным государством, при последующих правителях его территория значительно расширилась, и Вавилон стал столицей новой ближневосточной державы. Как и амореи, касситы постепенно ассимилировались коренным населением страны – вавилонянами, растворившись в культурной среде Древней Месопотамии, так же как «растворились» позднее в этих местах десять колен израилевых.

Ни одна из перечисленных народностей не сохранилась в «исходном виде», не уберегла свою языческую многобожную религию до наших дней. При этом смешение и взаимное проникновение диалектов, национальных групп, культур шло обычным путем исторического процесса «диффузии» - языковой, этнической, культурной, религиозной - народов, принадлежащих к одной семитской группе. Лишь появившаяся со временем религия иудаизма смогла отчасти установить некую особость еврейской народности, превратив ее в «сверх-семитов».

 

К концу XIII века до н.э. царство Кардуниаш вступило в полосу кризиса, его военная мощь ослабла, особенно из-за децентрализации в финансовой сфере, чем воспользовались воинственные соседи. Около 1223 года до н.э. войска ассирийского царя Тукульти-Нинурты I заняли Вавилон. Стены города были разрушены, часть жителей казнена или угнана в рабство, храмы разграблены, царь уведен в плен.

В течение 7 лет Вавилония находилась под ассирийским господством. В середине XII века до н.э. страна подверглась небывалому опустошению: войска Эламского царства, находившегося на пике могущества, нанесли жестокое поражение силам страны Кардуниаш. Около 1158 года до н.э. Вавилон захвачен, царь низложен, Вавилония подчинена Эламу. Попытка восстания против врагов спровоцировала новый опустошительный поход: Вавилон вновь подвергся грабежам и разрушениям, последний правитель III династии был уведен в плен, а царство фактически перестало существовать.[6]

На примере Вавилона видно, как история отражается сама в себе, или одно событие, цепь событий повторяется в других: расцвет и падение, набеги, накопление и разграбление или разрушение, постигшее не раз Иерусалим, словно «волновой исторический процесс» повторяет историю Ура, Ашшура, Вавилона, Рима и т.д.

 

Наибольшего расцвета перед своим падением Вавилон достиг в период Нововавилонского царства (626-538 до н.э.). Царство обрело независимость от Ассирии после длительной борьбы местного наместника Набопаласара, сделавшегося самостоятельным правителем. Набопаласар способствовал падению Ассирии и разделению ассирийской территории вместе с мидийским правителем.

Число жителей в городе Вавилоне выросло до одного миллиона человек (лишь Рим и Александрия в пору их расцвета приближались к этой численности населения, но таких масштабов города достигли существенно позднее).

При втором нововавилонском царе Навуходоносоре II (604–561 до н.э.) в Вавилоне появились новые богатые постройки и мощные оборонительные сооружения, велись успешные войны с Египтом (Финикия, большая часть Сирии и Палестины, включая Иудею, были захвачены).

После Навуходоносора II наступил период дворцовых переворотов. Рост могущества персидского царства Ахеменидов означал скорую гибель Вавилона. В итоге, в 539 году до н.э. Вавилон был завоеван персидским царем Киром II. С этого времени Вавилон прекратил свое существование как государство.[7]

Кочующее государство евререв

В эпоху Вавилонского пленения, а вероятно, даже раньше, евреи были по преимуществу народом рассеяния, кочевым народом. Некоторые исследователи предполагают вероятное появление еврейской диаспоры еще до вавилонского пленения. Хотя само понятие диаспоры внутри однородной языковой семитской группы само по себе не логично до момента формирования своей письменности и обособления религии в качестве государственной идеологии, в данном случае, воинственной ее формы.

При этом еврейские кочевники-поселенцы быстро интегрировались на территориях их пребывания в окружающие общества и хозяйственные структуры. В Вавилонии присутствие евреев особо заметно в процессах развитого торгового обмена. К примеру, в архивах торгового дома Мураши идентифицированы не менее 70 иудейских имен, среди них были землевладельцы, которые вели операции в крупных масштабах с представителями этого дома. Многие иудеи, особенно в Вавилонии, нажили значительные состояния и поддерживали тесные политические и деловые контакты с правящими кругами страны.[8]

В целом ряде городов, находившихся на берегах Тигра и Евфрата, были найдены еврейские печати из более древних эпох, и уже во времена ассирийского царя Сенахириба (VII век до н.э.), то есть за 100 лет до первого разрушения Иерусалима, – самым большим банкирским домом иудеев в Вавилоне был дом с торговой маркой «Братья Эгиби».

 

Стоит заметить, что история Иудейского государства ничем особенным не отличалась бы от историй подобных ей государств в этом регионе: зарождение, формирование, подъем, расцвет и упадок, если бы не появилась монотеистическая религия, иудаизм.

Получение пророческих знаний Моисеем, касающихся Единого Бога втянуло небольшой семитский народ в мощный водоворот истории.

Нет смысла говорить о своевременности или несвоевременности получения этих знаний в условиях родоплеменного строя и несформированной еще государственности.

Принятие той или иной монотеистической религии – закономерное явление в любом обществе, переживающем перехода от племенных общин к рабовладельческим и феодальным формам организации. Неоформившаяся центральная власть, признаки родоплеменного строя, зарождающаяся феодальная децентрализация требуют замены политеизма монотеизмом, освящающим власть одного царя, или князя.  Политические процессы в данном контексте, включая выбор государственной религии, следуют в фарватере экономических движений.

Иерусалимский период накопления капитала, назовем его так, забегая вперед, расположился на преемственной линии развития городов и государств между – Ашшуром, Вавилоном, Александрией и Римом.

 

На заре еврейской истории события были привязаны к сравнительно небольшому району Ближнего Востока и концентрировались вокруг территории современного Израиля.  Еврейские племена, потомки Авраама, расставшегося в древности со своей родиной в плодородной Месопотамии, постепенно захватили земли ханаанских народов и стали называть Ханаан Землей Израиля.

По одной из версий, это произошло в результате интеграции семитоязычных скотоводов-кочевников среднего течения Евфрата и земледельцев оазисов Ханаана. Пришедшие в Ханаан евреи были разделены на двенадцать колен, племен, ведущих свое происхождение от сыновей Иакова-Израиля.

 

Вот как выглядит история Иудейского кочующего государства в изложении, привязанном к библейскому тексту.

Авраам. Авраам вел образ жизни скромного кочевника. В Ханаане Авраам встретил многочисленное население, стоявшее на значительной ступени культурного развития, хотя в некоторых городах и проявлявшее все признаки глубокого нравственного разложения (Содом и Гоморра).

Через «перекресток Ханаана» проходили древнейшие торговые пути, связывавшие два полюса самых древних письменных цивилизаций – Месопотамию и Египет.

Вероятно, авраамов период соответствует периоду группы кочевых племен хапиру,[9] часто упоминавшихся в документах различных государств Ближнего Востока (Аккад, Угарит, Митанни, Древний Египет) в промежутке между 18 и 15 веками до н.э.

Переселение в Египет и рабство (XVI–XIV вв. до н. э). Согласно Книге Бытия, евреи переселились в Египет вслед за Иосифом, сделавшимся первым министром египетского фараона и фактическим правителем Египта. Иосиф помог своему отцу Иакову со всей семьей (67 человек) переселиться в Египет и поселиться в земле Гесем (Гошен) [Быт. 47].

Переселение евреев в Египет произошло в период правления династии гиксосов, или «царей-пастухов» (с XVII века до н.э.), которая принадлежала чужеземной народности, насильственно вторгшейся в Египет и захватившей престол фараонов. Кочевое племя, как и пастухи-евреи времен Авраама. Фараона звали Апапи II. Для упрочения своего положения Апапи II отдал вновь прибывшим поселенцам, евреям один из богатейших округов страны.

Поселенное на богатой почве, окруженное всеми влияниями высокоразвитой культуры, используя выгодное положение племени (родство к первому министру и благодетелю страны), еврейское население стало быстро расти. Освободительное движение из Фив ниспровергло гиксосскую династию и гиксосы были изгнаны из Египта (около 1550 г. до н.э.).

Новая династия упразднила прежние привилегии и вольности еврейских переселенцев и начала относиться к ним подозрительно и враждебно. Народ стонал под тяжестью непосильных работ. Под палочными ударами жестоких надзирателей, как сказано в Пятикнижии: «Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой» (Исх. 1:13,14). Согласно традиционной точке зрения, египетское рабство продолжалось 210 лет.

Исход из Египта (XIV век до н.э.). Условия жизни израильтян в годы, предшествующие Исходу, становятся невыносимыми. Фараон Рамзес II повелел убивать родившихся мальчиков из племени иудеев. Для освобождения народа Бог послал  великого избавителя Моисея, спасенного по воле случая и получившего воспитание во дворце фараона.

Однажды, спасая жизнь египетского раба, Моисей убил надсмотрщика, который избивал несчастного. Моисей вынужден был бежать из Египта на гористый, малодоступный Синайский полуостров, в Мидьян, где он в течение 40 лет вел жизнь пастуха.

Когда наступило время, Моисей получил от Бога великое призвание вернуться в Египет, и вывести оттуда свой народ из плена рабства и привести их к служению Богу, открывшемуся пророку.

Вернувшись в Египет, Моисей потребовал от фараона отпустить его народ, демонстрируя чудеса, призванные убедить фараона и его приближенных в божественности его предназначения. С большим сопротивлением евреям удалось уйти из Египта.

Несмотря на то, что цель странствий – земля Ханаан, была установлена еще при выходе из Египта, народ проводит в пути 40 лет в наказание за то, что он возроптал на Бога, не сразу восприняв великий замысел Творца, собрать израильское племя.

Согласно письменным источникам, после годичной стоянки у священной горы, народ, насчитывавший более 600 000 человек, способных носить оружие (что для всего народа составит более 2 000 000 душ), двинулся в дальнейший путь к Земле Обетованной, то есть к Ханаану.

На берегу Иордана, с вершины горы Нево Моисей окинул взглядом страну своих надежд и, сделав нужные распоряжения и назначив своим преемником Иисуса Навина, скончался, так и не вступив в Землю Обетованную.

Завоевание Ханаана (около XIII века до н.э.). Согласно библейским преданиям, став во главе народа, Иисус Навин с необычайной энергией повел наступательную войну и, пользуясь раздробленностью местных ханаанских князей, за короткое время разбил их одного за другим, при этом подвергая все население поголовному истреблению. Оправдание жестокости состояло в той ужасной степени религиозного и нравственного развращения, на которой находились ханаанские народы и при которой они становились опасными для религии и морали народа, призванного Богом для важной миссии.

Завоевание исполнено было в семь лет. В следующие семь лет завоеванная земля разделена между двенадцатью племенами, на которые делился народ (по числу своих двенадцати родоначальников, сыновей Иакова), с выделением из них тринадцатого колена Левиты на священное служение.

Эпоха Судей (XII–XI века до н.э.). После смерти Иисуса Навина народ остался без политического вождя и фактически распался на двенадцать самостоятельных республик, связью для которых служило лишь единство религии и закона и сознание своего братства по крови.

Разделение ослабило народ политически и психологически. Он стал быстро портиться под влиянием оставшегося неистребленным ханаанского населения и увлекаться безнравственными формами его идолопоклонства, состоявшего в обожествлении сил природы (культ Ваала и Астарты). Туземные и окружающие народы пользовались этим и, мстили евреям за их прежние победы, подчиняли их себе и подвергали жестоким угнетениям.

Старейшины и доблестные вожди, называемые судьями, избавили народ от этих бедствий. Среди судей особенно выдаются знаменитая пророчица Девора, доблестный Гедеон и прославившийся своей чудесной силой Самсон, гроза злейшего врага израильского народа – филистимлян.

История периода судей, продолжавшегося около 350 лет, есть также история постепенных заблуждений, беззаконий и идолопоклонства народа и следовавших за ними бедствий.

Среди еврейского народа почти совсем забыта истинная религия поклонения Единому Богу. На место веры явились разные суеверия. Безнравственность стала настолько всеобщей. В  некоторых городах развелись пороки, от которых некогда Содом и Гоморра навлекли на себя страшный гнев Божий.

При таком положении избранному народу грозила гибель, но он избавлен был от нее последним и наиболее знаменитым судьей Самуилом.

Самуил – ревнитель веры отцов сам пророк и учитель веры, пришел к мысли основать учреждение, которое могло бы навсегда служить источником духовного просвещения и из которого могли бы выходить просвещенные защитники веры и закона.

Мудрое правление Самуила продолжалось до его преклонных лет, но беззаконные действия его негодных сыновей вновь угрожали народу возвращением к прежним бедствиям. И тогда народ просил престарелого судью поставить над ним царя, поскольку ощутил свою неспособность к самоуправлению по возвышенным началам теократии, как они изложены в законе Моисея. Всего 350 лет длилась эпоха судей.

Период «объединенного царства» (XI–X века до н.э.). Около X века до н.э. на территории Ханаана было создано объединенное еврейское царство, просуществовавшее 80 лет. Самуил по желанию народа помазал на царство Саула, происходившего из воинственного колена Вениаминова. Правление Саула продолжалось примерно с 1029 по 1005 год до н.э.

Власть и победы над враждебными филистимлянами вскружили царю голову, и он от первоначальной простоты начал переходить к высокомерному самодержавию. Неминуемо произошло столкновение между светской и духовной властью. Все указывало, что Саул и дальше пойдет в том же направлении, угрожавшем подорвать основной принцип жизни избранного народа. Царственный род пресечен, и преемником Саулу избран юный Давид из колена Иудина, из города Вифлеема.

Правление Давида. На заре I тысячелетия до н.э. возникает Израильское царство Давида. Давид, помазанный на царство, стал царем Израиля и родоначальником длинной линии царей иудейских почти до конца политического существования израильского народа.

Давид решил, что для утверждения царской власти в стране необходима столица, которая могла бы служить общей столицей для всего народа. Царь наметил одну сильную крепость на рубеже между коленами Иудиным и Вениаминовым. То был Иерусалим. Давид основал в ней царскую столицу. Новая столица благодаря своему удобному положению на пути мощных товаропотоков с Востока на Запад, между пятью морями, начала быстро стягивать к себе окрестное население. Вскоре  город сконцентрировал огромные богатства.

С Давида начинается быстрый экономический подъем всего царства. Приведены в порядок расстроившиеся дела внутреннего благоустройства, начался ряд победоносных войн, во время которых окончательно сокрушены враги Израиля – филистимляне, а также моавитяне и идумеяне.

Благодаря условиям и хорошей организации накопления богатства царство израильское сделалось могущественной монархией, которая на время повелевала всей Западной Азией и в руках которой находилась судьба многочисленных народов, трепетно приносивших свою дань грозному для них царю.

С финикийцами[10] израильтяне вошли в тесные дружественные отношения. Дружба с высококультурным народом, достигшим пика своего развития (ремесла, торговля, мореплавание), оказалась полезной для развития Израиля. К этому времени относится расцвет древнееврейской духовно-религиозной поэзии.

К концу царствования вследствие введенного царем многоженства начались различные смуты, омрачившие последние годы жизни царя, и после тяжелых тревог престол перешел к сыну самой любимой его жены, но вместе с тем и главной виновницы его бедствий, Вирсавии, именно к юному Соломону (около 1020 года до н.э.).

Правление Соломона. Соломон наследовал от своего отца обширное государство, простиравшееся от «реки египетской до великой реки Евфрата». Пользуясь установившимся миром, Соломон обратил все свое внимание на культурное развитие государства и достиг больших результатов. Страна разбогатела, и благосостояние народа возросло до небывалой степени. Двор Соломона превосходил в своем блеске дворы величайших и могущественнейших властелинов тогдашнего цивилизованного мира. Перед нами очевидный бурный рост накопления капитала, обосновавшийся на тот момент на территории Израиля.

Высшим делом и славой царствования было построение величественного Храма в Иерусалиме, заменившего собой обветшавшую Скинию.

При Соломоне народ достиг кульминационного пункта своего развития, и с него же началось обратное движение, которое сказалось и на самом царе. Конец его царствования омрачился разными разочарованиями, причиной которых главным образом было дошедшее до необычайных размеров многоженство и связанные с ним непомерные непроизводительные расходы. Народ стал тяготиться быстро возраставшими налогами, что характерно для богатой страны, прошедшей высшую точку периода накопления капитала, и все более впадавшей в финансовую (денежную) форму накопления, уменьшающую реальный сектор экономики. Наступившему периоду свойственны растущие государственные расходы, не связанные с развитием материального производства и тем самым разрушающие крепость и целостность экономики. Государственные расходы образуются из государственных же долгов, что предполагает рост налогового бремени. Былой расцвет хозяйства сменяется постепенным или быстрым упадком.

Первый Храм (IX–VII вв. до н.э.). Храм в Иерусалиме построен в X веке до н.э. при царе Соломоне. Стационарный храм был построен при царе Соломоне по настоянию и по плану отца – царя Давида в X веке до н.э. Строительство длилось семь лет, в работах участвовало более 150 тысяч человек, за которыми присматривало более 3 тысяч надсмотрщиков. По завершении работ в храм был перенесен Ковчег Завета.

На протяжении многих веков древние евреи жили без настоящего храма. В качестве временного храма после исхода из Египта использовалась скиния – переносная палатка, в которой регулярно осуществлялись богослужения и жертвоприношения Единому Богу.

Храм располагался на Храмовой горе в Иерусалиме и служил единственным разрешенным местом жертвоприношений Единому Богу, которые приносились священниками. Храм являлся объектом паломничества всех евреев три раза в год: на Песах (Пасху), Шавуот (Пятидесятницу) и Суккот (Праздник Кущей)».[11] Храм выполнял также функции финансового центра, традиционные для религиозных культовых организаций того времени.

Период разделенных царств (978–722 гг. до н.э.).  После смерти Соломона, при его преемнике, неопытном и заносчивом Ровоаме, народ израильский разделился на два царства, из которых большее (десять колен) отошло к Иеровоаму из колена Ефремова (около 978 года до н.э.). В самом начале существования Израильского царства Иеровоам ввел культ тельца и по политическим расчетам запретил евреям северного царства посещать иерусалимский храм.

Половины прежде единой страны стали называться Иудейским царством и Израильским царством, и между ними началось ожесточенное соперничество, истощавшее их внутренние и внешние силы. Раздором воспользовались соседи, и уже при Ровоаме египетский фараон Шешонк I сделал быстрый набег на Иудею, захватил и ограбил Иерусалим и многие другие города страны.

Численность проживавших в Иудее евреев была в несколько раз меньше, чем в соседнем Израиле. По данным современного еврейского источника, в начале VIII века до н.э. в Израиле проживало 800-1000 тысяч человек, а в Иудее – 300-350 тысяч человек. То есть соотношение было почти 3:1[12]. Можно предположить, что Иерусалимский храм обеспечивал сытую жизнь не только верхушке Иудеи, непосредственно связанной с храмом, но и большей части жителей Иудеи, которые прямо или косвенно получали средства жизни от храма и паломников.

С разрывом политического единства логичным стал и разрыв религиозного единства, и в царстве Израильском в политических видах учрежден был новый культ, якобы представлявший собой поклонение Богу Израиля под видом золотого тельца – в Вефиле. Постепенно религиозное сознание начало угасать даже у евреев южного царства, хотя их формально объединял храм со всей религиозно-финансовой атрибутикой.

В 722 году до н.э. столица Северного Израильского царства – Самария – была разгромлена войском Ассирии, а его население, потомки десяти из двенадцати колен Израиля, было переселено ассирийцами в Мидию. Уведенный в плен народ Израильского царства бесследно затерялся среди окружающих народностей Востока.

«Результатом этого было то, что это царство (Израильское), включавшее в своих границах более 2/3 всего еврейского народа, пало гораздо раньше Иудейского царства, и, что особенно замечательно и поразительно, пало почти безвозвратно»[13].

Речь о том, что десять северных колен израильских были покорены ассирийцами, уведены в плен и очень быстро ассимилированы (722 год до н.э.). От еврейского народа уцелели колена Иудино и Вениаминово, часть колена Левина (левиты) и остатки северных племен, бежавших после разгрома Самарии. Иудея «пошла по рукам».

Иудея под Ассирией и Вавилонией (720–586 гг. до н.э.). Иудейское царство, остававшееся более верным истинной религии и закону Моисея и имевшее в Иерусалимском храме, могучий оплот против внешних разлагающих влияний, продержалось дольше Израильского. Однако тоже не избегло роковой участи. Если понимать под «участью» закономерное прекращение активной фазы периода накопления капитала и затухание процессов в экономике, обеспечивающей накопление. Так, в 586 году н.э. вавилоняне завоевали Иудейское царство, разрушили Иерусалимский храм и увели цвет его населения в Вавилон (Вавилонское пленение).

Вавилонский плен (586–537 гг. до н.э.). Вавилонский плен, не стал могилой для народа Иудеи, в отличие от ассирийского плена, ставшего роковым для населения Израиля. Напротив, он послужил первым шагом к распространению чистого монотеизма среди языческих народов, так как с этого времени начался процесс иудейского рассеяния, который имел столь громадное значение для подготовки языческого мира к христианству.

Спустя 70 лет в силу указа Кира Персидского, сломившего могущество Вавилона, иудеи получили возможность возвратиться на свою землю и построить новый Храм в Иерусалиме.

Эпоха Второго Храма (VI в. до н.э.–I в. н.э.). Храм царя Соломона просуществовал около 400 лет и был разрушен вавилонским царем Навуходоносором после захвата им Иерусалима в 586 году до н.э. Большое количество жителей Иудеи было захвачено в плен и угнано в Вавилон. Несколько десятков лет евреи жили без храма.

Затем персидский царь Кир завоевывает Вавилонское царство. Решающая роль в завоевании принадлежала евреям, которые выступали в качестве соглядатаев на стороне персидского царя,[14] что предопределило последующую благосклонность Кира к евреям.

В 538 году до н.э. Кир разрешает евреям вернуться домой и приступить к восстановлению разрушенного храма. Царь оказывал материальную помощь в строительстве Второго Иерусалимского храма. Евреи, в свою очередь, признали благотворителя Кира помазанником Божьим.

Можно было бы предположить, что пленные евреи были сильно угнетены вавилонским царем Навуходоносором, и это подтолкнуло их к сотрудничеству с врагами вавилонского царя. Однако многочисленные источники сообщают, что евреи в вавилонском плену чувствовали себя достаточно комфортно и даже успешно занимались ростовщичеством и торговлей.[15]Далеко не все евреи вернулись на родину, но в финансовом отношении в восстановлении храма участвовало большинство соплеменников. 

Для восстановления Иерусалима и храма нужны были средства. Они сложились из пожертвований возвращающихся иудеев. При этом все иудеи рассеяния, которые не хотели бросать свои торговые дела и ехать на родину, в неизвестное будущее, посылали со своей стороны также деньги и вещи для переселенцев. Пожертвованная казна составила 61 000 драхм золота (около 115 000 руб.) и 5000 мин серебра (около 265 000 руб.), всего, что на наши деньги около 380 000 руб. (сумма по тогдашнему масштабу огромная).[16]

Через семьдесят лет после разрушения Первого храма (в 516 году до н.э.) построен и освящен Второй храм. Он был намного скромнее по размерам и убранству, чем предыдущий храм. В течение примерно пяти веков внешний вид Второго храма не менялся радикально.

Вероятно, организационный опыт и структуры Иерусалимского  периода накопления позаимствованы иудеями во время вавилонского плена, пригодились «кочевникам», и затем перекочевали в практическую плоскость финансовой работы служащих обширной «региональной сети» Иерусалимского Храма.

Между Первым и Вторым храмами – переломная точка еврейской истории, когда религиозная составляющая жизни Храма постепенно отходит на второй план, уступая административно-финансовой и организационной составляющей, которая определяет все социальные и экономические аспекты жизни иудеев. В это время формируется библейский канон, усиленный эллинистическим влиянием (перевод Библии на греческий язык). Распространяется по сетевому принципу (через общины) национальная религия, или религия, заменяющая национальную принадлежность. Это обеспечивает возможность использования создаваемой по всей тогдашней Ойкумене сети для торгово-финансовых и политико-дипломатических целей выживания народа в инородной или враждебной среде.

Иудея под Персией (537–332 гг. до н.э.). С падением Нововавилонского царства (539 год н.э.) и возникновением Персидской империи, включившей в свои пределы все важнейшие центры древнего мира – в Месопотамии, Малой Азии и Египте, – часть евреев возвратилась в Иудею. Здесь они восстановили Храм и возродили религиозный центр в Иерусалиме, вокруг которого возобновилась государственная и этническая консолидация евреев.

Идея «Земли обетованной» опять началась с нуля. Персидские цари официально признали право евреев жить по законам праотцов, запечатленным в Торе.

С этого времени начинает складываться доминирующая модель этнического развития евреев, включающая символический и культурный центр в Израиле и обширную диаспору. Возникнув первоначально в Месопотамии и Египте, с конца 1 тысячелетия до н.э. «диаспора», точнее движение кочующего (по своей воле или нет) народа в поисках лучшей доли охватывает Северную Африку, Малую Азию, Сирию, Иран, Кавказ, Крым, Западное Средиземноморье.

Иудея под Грецией (332–167 гг. до н.э.). После разрушения персидской монархии Александром Македонским Земля Израиля (Палестина) сначала была подчинена Птолемеям в Египте (320-201 г. до н.э.), затем Селевкидам в Сирии. В эту эпоху в еврейскую среду проникает греческая культура. Высшие классы усваивают греческие нравы и обычаи, наряду с древнееврейским и арамейским распространяется также древнегреческий язык (койне).

Среди евреев распространяются три философских и религиозных течения: фарисеи, учителя ревнители закона Моисеева; саддукеи, представители священнических и аристократических классов, требующие от народа слепого исполнения обрядов и ессеи, родоначальники христианского аскетизма, удаления от мирской суеты, искавшие спасения в простой суровой жизни.

Рассеяние, больше похожее на обеспечение «религиозно-торговой» экспансии иудеев по всем странам Востока и Запада началось с III века до н.э. Кроме обширных еврейских колоний в Месопотамии и Персии, Бактрии и Армении, со времени вавилонского пленения, в эпоху господства в Палестине Птоломеев образовалась очень многочисленная колония евреев в Египте (Александрии и др.), где в городе Гелиополе был воздвигнут храм Ония, соперничавший с Иерусалимским. Во II веке до н.э. появились колонии евреев в Риме и некоторых приморских городах западного Средиземноморья. Привычные к кочевой жизни пастухов,

Освободительные войны Хасмонеев (167–140 гг. до н.э.). С переходом евреев под сирийское владычество начались при Антиохе IV Эпифане жестокие гонения на еврейский культ и стремление насильственно эллинизировать евреев. В целях национальной самообороны среди евреев, под предводительством священника Маттафии и его сыновей (Маккавеев), возникло восстание (165–141 г. до н.э.) против сирийцев, закончившееся освобождением Иудеи из-под власти Сирии.

Хасмонейское царство (140 – 37 гг. до н.э.). Еврейское восстание не только отстояло религиозную независимость Иудеи, но и привело к созданию независимого Хасмонейского царства (164-37) со столицей в Иерусалиме. В это время эллинизированные группы и нееврейские семитские народы Негева и Заиорданья влились в состав еврейского народа.

Преемником Симона был его сын Иоанн-Гиркан (135–106 г. до н.э.), соединивший в своем лице царский титул и сан первосвященника. Потомки его были уже далеки от традиций эпохи национального подъема первых Маккавеев, и всецело поддались влиянию эллинской культуры.

Царь Ирод I и его преемники (37 г до н.э. – 6 г н.э.). Ирод I Великий, сын идумейского наместника Антипатра, поддерживаемый римлянами, покорил (37 год до н.э.) Иерусалим, низверг Антигона.

Во времена царя Иудеи Ирода Великого (персонаж из Нового Завета), в 20 году до н.э., началась кардинальная реконструкция Второго храма, которая завершилась при Агриппе II, в 64 году н.э. Площадь Храмовой горы была увеличена вдвое – до 144 тысяч кв (в том числе так называемая «священная территория» имела размеры 250х250 м). Храм был заново освящен. Талмуд утверждает: «тот, кто не видел Храма Ирода, никогда в жизни не видел красивого здания»,[17] или, скажем, не видел «банка» богаче!

Постройка не получила названия Третьего храма, и считалась реконструированным Вторым храмом. Второй храм разрушен после осады Иерусалима римским войском Тита в 70 году н.э. Ирод умер в 4 году до н.э. Сын его Архелай низложен в 6 году н.э. римлянами. Иудея в итоге присоединена к провинции Сирии и подчинена римскому прокуратору.

Воссозданный на руинах Второй Иерусалимский храм как центр национальной власти копировал вавилонскую модель управления обществом: симбиоз жреческой верхушки и торгово‑финансовой буржуазии («финансово‑жреческая олигархия») (Катасонов, 2015).

Иудея под властью Рима (6–66 гг. н.э.). Ирод Агриппа I, внук Ирода Великого, стал (с 14 по 41 гг.), по милости римского императора Калигулы, царем Иудеи.

Упадок Иудеи со времени последних Хасмонеев, гнет антинациональной политики Иродовой династии, произвол и насилия римских прокураторов вызвали сильное брожение в народе, разбившемся на враждовавшие между собою партии. Особенно сильно распространилось мессианское движение, сначала имевшее национально-политический характер: мессия-спаситель явится и восстановит в Иудее независимое царство мира и справедливости.

В этот период еврейская диаспора еще более укрепила свою связь с Иерусалимом. Собиравшийся при Храме Синедрион рассылал по всему древнему миру гонцов, руководя жизнью иудеев в Риме и Александрии, в Вавилонии и Афинах, а иудеи диаспоры прибывали в Иерусалим, особенно на большие праздники, и задерживались там месяцами, изучая Тору и наблюдая Храмовую службу.

Война с римлянами и падение иудейского государства (66–70 гг.). В 66 году разразилось восстание против римлян (Иудейская война), окончившееся в 70 году, после взятия Иерусалима Титом, разрушением Храма, избиением и изгнанием евреев.

От разрушения Иерусалима до восстания Бар-Кохбы (70–138 гг.). Второй Храм был разрушен (70) и большое число евреев было изгнано из Иудеи, пополнив еврейские общины диаспоры. После жестокого разгрома последнего восстания евреев под предводительством Бар-Кохбы (132–135 гг.) еврейскому присутствию в Иерусалиме и Иудее вообще был положен конец, древняя Александрийская община была уничтожена.

Тогда же появился введенный римлянами термин «Палестина», который, по предположению части историков, должен был стереть память о еврейском присутствии в Земле Израиля. Однако уничтожение Иерусалима и Храма не означало разрушение созданной «сети веры в Храм» и в великое предназначение иудейского народа.

Волею судьбы монотеистическая религия и особенности организации населения в замкнутые общины обеспечили одному из семитских народов выдающиеся условия выживания даже в условиях изгнания с территории, которую они полагали своей, обетованной. Иудея использовала выпавшие ей предпосылки для накопления капитала в полной мере, хотя шансы ее в сравнении с другими странами, территориями, империями были скромными.

 

Дальше >>

 

1234 56 7  

<< Назад Дальше >>

 

 

Примечания



[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/Ассирия.

[2] https://ru.wikipedia.org/wiki/Законы_Вавилон

[3] Там же.

[4] Журкин Максим. Цивилизация золота. Часть 3 // «НБ Портал».

[5] https://ru.wikipedia.org/wiki/Законы_Хамурапи.

[6] https://ru.wikipedia.org/wiki/Законы_Вавилона.

[7] https://ru.wikipedia.org/wiki/Вавилония.

[8] Электронная еврейская энциклопедия. Статья «История еврейского народа» // «Общие сведения».

[9] Хабиру (хапиру, апиру) по-аккадски или pr.w по-древнеегипетски – название, упоминаемое в различных шумерских, древнеегипетских, аккадских, хеттских, митаннийских и угаритских источниках, приблизительно датируемых между 1800 и 1100 гг. до н. э., для группы племен, кочевавших по территории Плодородного Полумесяца от северо-востока Месопотамии и Ирана до границ Египетского царства в Ханаане. В зависимости от источника и эпохи, хабиру описывают как кочевников или полукочевников, повстанцев, разбойников, совершающих набеги, торговцев, лучников, слуг, рабов, мигрирующую рабочую силу и т. п. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Хапиру).

[10]Финикийцы создали мощную цивилизацию с развитыми рем еслами, морской торговлей и богатой культурой. Финикийская письменность стала одной из первых, зафиксированных в истории систем фонетического письма. Наивысший расцвет финикийской цивилизации приходится на 1200-800 год до н.э.

[11] Википедия, статья «Иерусалимский храм».

[12] Электронная еврейская энциклопедия. Статья «Демография. Численность и географическое размещение мирового еврейства».

[13] Богоявленский И.Я. Значение иерусалимского храма в ветхозаветной истории еврейского народа // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004. С. 446.

[14] См., например: Шмаков Алексей. Евреи в истории. – Харьков: тип. журн. «Мирный труд», 1907. С. 65.

[15] См., например: Веллард Джеймс. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес. – М.: ЗАО «Центрополиграф», 2004. Подробнее о жизни евреев в вавилонском плену см. п. 1.2 данной работы.

[16] См. Никольский Н.М. Древний Израиль // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004. С. 116. Работа Н.М. Никольского была написана в 1922 году, поэтому перевод в рубли осуществлялся исходя из металлического содержания царского рубля.

[17] Электронная еврейская энциклопедия. Статья «Храм».