Иерусалимский
цикл накопления |
||||||
Иерусалимский цикл накопления
©Чернышев
В.М.
Совместный проект:
Политическая партия «Полярная Звезда».
Санкт-Петербург – Москва – Брянск.
Группа «Утопия», 2017.
Проект «Остров Льда» / «The Icy Island
Project»
Введение
Мы живем в
эпоху кризиса. Он охватил практически все мировое хозяйство. Многие с ужасом
ожидают его второй волны, после первой, набежавшей в 2008-2012 годах. Нынешний кризис
чаще называют системным, поскольку он касается, как изменения структур
производства и обмена в мировой экономике, так и системы известного нам
капитализма в целом. Всеобщий
закон капиталистического накопления, развив накопительные явления до высшей
точки, всемирного размера частных и корпоративных богатств, обращается в свое
иное, в собственную противоположность! Накопление, как форма возрастающего
материального богатства общества, увеличение могущества его производительных
сил, осталось. Однако его
капиталистическая составляющая объективно перестает быть капиталистической:
капитал, уничтожая, или «пожирая» весь труд в материальном производстве,
исчерпывает границы своего развития. Прибыль, или прибавочный труд чем
дальше, тем больше составляет все более ничтожную часть в цене продукта. В
тоже время единичная мощь рабочей силы возросла в сотни, в тысячи раз,
закономерно двигаясь к безлюдным технологиям производства и обмена. Есть ли тут
место для капитализма, для собственности, для военного и праздного
паразитизма корпоративных и государственных собственников и бюрократов, если
прибавочный продукт общества, имея в виду человечество в целом, достаточен
для безбедной жизни и поэтапного освобождения от рабства труда населения
планеты? Ответ
скорее положительный. Не случайно все чаще ученые и политики употребляют
фразу «демонтаж капитализма». Демонтаж капитализма и одновременный монтаж
нового способа производства фактически давно идет. При этом «разрушение»
национальных государств не означает исчезновение народов внутри известных
границ. «Долговое разорение» «вертикальных» корпораций и банков не
тождественно прекращению процессов производства и обмена в мировом хозяйстве,
по той причине, что их долговые «деньги», выросшие до бессмысленных
масштабов, некому оплачивать кроме гигантского труда накапливающей стоимость
Азии. Все это и многое другое может означать исчерпание пределов развития
данного способа производства – городского, или мещанского, известного у нас в
последние двести лет как буржуазный способ производства. Имея в виду
все эти кризисные обстоятельства современного мира, при написании данной
работы для меня было важно попытаться определить исходную точку, начало, из
которого выросли и развились известные нам циклы накопления. При этом
сохранялось ощущение, что картина циклов, известная от Дж.Арриги и Ф.Броделя,
представляется неполной, не хватает ключеого, исходного звена, которое задает
тон, снабжает идеологией все последующие циклы. Так
возникла идея, попытаться расшифровать смысл и содержание накопления,
происходившего в Иерусалиме в период его высшего расцвета, поскольку
результаты и последствия данного периода накопления оказали значительное
влияние на всю последующую экономическую, социальную и даже религиозную
историю человечества. Гипотеза о иерусалимском
цикле накопления капитала, предлагаемая в данной работе – это попытка
воссоздать целостность процессов всеобщего капиталистического накопления,
обозначив условно начальную точку, в которой, как правило, можно разглядеть и
его конечную точку, постигая общие закономерности и тенденции двойственного
развития данного явления, как и любого другого. 14.02.2017 |