ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ
II
8)
Война как товар
НАТО – ПРОИЗВОДИТЕЛЬ И ТОРГОВЕЦ
ВОЙНАМИ
ТОВАР «БАЛКАНСКАЯ ВОЙНА»
МЫ ГОВОРИМ НАТО, ПОДРАЗУМЕВАЕМ ООН
ГОД ДО ВОЙНЫ «ООН» С ЮГОСЛАВИЕЙ
ВОЙНА ПРОДАНА
НОВЫЙ МИР НА БАЛКАНАХ
«ЛИСИЦА» В МАКЕДОНИИ
ФАШИЗМ И НАТО: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ
НАТО «РАДИ МИРА»
НОВЫЕ ЧЛЕНЫ НАТО
«АСПИРАНТЫ» НАТО
ПАРТНЕРЫ НАТО, ОБЫКНОВЕННЫЕ
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАСШИРЕНИЯ НАТО
ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ РАСШИРЕНИЯ НАТО
ОСОБЫЕ ПАРТНЕРЫ НАТО, ИЗ СТРАН СНГ
УКРАИНА И НАТО
НАТО И РОССИЯ
НОВЫЙ ВЕК НАТО
ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ ВОЙНА: ХОЛОДНАЯ И ГОРЯЧАЯ
НОВЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЛИДЕРЫ
НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ НЕИЗБЕЖНОСТЬ ВОЙНЫ?
ФАШИЗМ – ПОСЛЕДНЕЕ ПРИБЕЖИЩЕ
ПОВОД НАЧАТЬ ВОЙНУ
NUTOPIA
НАТО И РОССИЯ
Россия все больше ощущает сужение пространства своей свободы в отношениях
со странами из ближайшего окружения, бывшими республиками СССР, часть
из которых входит в состав СНГ и иных межгосударственных образований.
Россия испытала распад СССР в 1991 году и избежала крупной гражданской
войны. Печальный опыт бывшей Югославии, переживший в 1990-е гражданскую
войну, невольно подтолкнул Россию к сотрудничеству с войсками ООН (в Абхазии
в том числе). Тем временем войска ООН были частично или полностью замещены
войсками НАТО в некоторых регионах мира. России ничего не оставалось,
как подписать в 1997 году документ о сотрудничестве с НАТО. Исторической
аналогией данного события может послужить подписание «пакта о ненападении»
между СССР и фашистской Германией. От нападения пакт не уберег, но дал
иллюзию мира и передышку для подъема оборонной промышленности, для подготовки
армии к войне.
Безусловно, читатель найдет сходство истории и современности, взглянув
на развитие отношений НАТО-Россия в течение последних трех с лишним лет.
Возьмем хронологию партнерства с момента прекращения бомбардировок Югославии.
Как всегда интересны здесь тематика отношений с НАТО, их география и финансирование.
13-16 июня1999 г. В Обнинске Калужской области проведена рабочая группа,
организованная Научной Программой НАТО. Группа изучала государственную
поддержку развития «наукоградов» в России, анализировала меры предложенные
России и сравнивала опыт стран Запада. Рабочая группа была организована
совместно Обнинским центром науки и технологии и Свободным университетом
Берлина (Германия). Представители12 российских наукоградов (городов науки),
а с Западной стороны - Министерства энергетики США, Оук-Риджской Национальной
Лаборатории (США), программы ТАСИС Европейского Союза и французской СЕА
были приняты замминистра атомной энергии России. Научные дискуссии и споры
не исключают зондирования успехов российской фундаментальной науки, поиска
перспективных ученых и научных направлений, которые впоследствии можно
включить в натовские проекты «Науки ради мира». Как не исключается военное
использование научных открытий, добытых в ходе «партнерства».
23 июля 1999 г. Встреча НАТО-Россия, первая с момента начала натовской
кампании в Югославии против Югославии в рамках Постоянного Совета (ПС)
НАТО-Россия. Совет подтвердил приверженность целям «резолюций СБ ООН»
в Югославии.
15 сентября 1999 г. очередная встреча ПС НАТО- Россия, обсудившая ситуацию
в Косово и участие в косовских войсках НАТО. В тот же день состоялась
рабочая группа в Новосибирске с названием «Субсидированные биологические
исследования в России для нового тысячелетия». Рабочая группа поддержана
по Научной Программе НАТО на базе государственного исследовательского
Центра вирусологии и биотехнологии в Кольцово. Соруководители группы профессор
С.Сандахчиев, генеральный директор Центра и доктор Дж.Вольфрам из Министерства
энергетики США, а также ученые из США, стран Европы и Японии собрались
вместе для работы с российскими коллегами в южно-сибирском регионе. (Минэнерго
США – крупный подрядчик Пентагона)
Рабочая группа проведена для обмена научной информации о ходе разработок
по биотехнологии и для обсуждения возможности для международного сотрудничества
и разработка отобранных направлений исследований для коммерческого использования.
Среди обсуждавшихся тем были «Возникновение и повторное появление инфекционных
заболевания», «Биодиверсификация/Устойчивость природных ресурсов», а также
возможности международного сотрудничества и коммерческого применения.
27 октября 1999 г. третья встреча Совета НАТО-Россия после окончания «кризиса
в Косово». Снова обсуждается развитие ситуации вокруг Косово и одобрено
развитие сотрудничества с войсками НАТО в миротворческих силах.
7-10 декабря 1999 г. в Петрозаводске, Карелия проведена рабочая группа
по созданию общей инфраструктуры для обмена данными для некоммерческих
академических и исследовательских сетей в регионе Баренцева моря в России.
Группа рассмотрела академические сети Скандинавии в качестве модели для
сети данного региона, которые принесут пользу профессиональному сообществу
в науке, образовании, экологии, телемедицине и здравоохранении. Красиво,
не так ли?
Однако рабочая группа была организована при поддержке Научной Программы
НАТО, содиректорами были Петрозаводский государственный университет и
«Информационные Технологии NORUT» из Тромсе, Норвегия (там, где построен
генератор РВЧ мощность 2 МВт, о чем вы узнаете дальше).
15-16 февраля 2000 г. генсек НАТО в Москве встретился с исполняющим обязанности
президента В.Путиным, министром иностранных дел и министром обороны. В
свое время Россия заморозила отношения с НАТО вследствие разногласий по
косовскому кризису. Когда в июне 1999 года завершилась воздушная кампания
НАТО против Союзной Республики Югославии, некоторые виды сотрудничества
и контакты в рамках Совместного Постоянного Совета НАТО-Россия возобновились.
Нынешний визит открывает новую страницу в отношениях между НАТО и Россией.
9 и 10 мая 2000 г. состоялись заседания Военного комитета - высшего военного
органа НАТО. В этом году в них участвовала и Россия. На два из трех заседаний
Военного комитета, проводимых на уровне начальников Генеральных штабов,
приглашаются члены СЕАП НАТО, а в индивидуальном порядке - Украина и Россия.
Эти заседания ежегодно проходят в штаб-квартире НАТО перед весенними и
осенними встречами министров, а третье собирает только членов НАТО и проводится
поочередно в странах Североатлантического союза.
15-16 июня 2000 г. в Санкт-Петербурге прошла международная конференция
«Военная сила в международных отношениях в XXI веке». Около 100 делегатов
от академических и политических кругов, журналисты и официальные лица
России и НАТО сосредоточили внимание на следующих темах: традиционное
и нетрадиционное применение силы, международное право и применение военной
силы, военно-гражданские взаимоотношения, политика и стратегия для военных
и гражданских лиц в локальных конфликтах, военная реформа в России и определение
потребностей страны в отношении своей армии. Конференция была организована
Школой международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета
при поддержке Генерального консульства США в Санкт-Петербурге при финансовой
поддержке НАТО.
26 сентября 2000 г. На заседании НАТО-Россия обсуждена военная инфраструктура
в стране. Обсуждалось создание Информационного центра НАТО в Москве, борьба
с терроризмом и противоракетная оборона. В связи с недавними выборами
в Союзной Республике Югославии обсуждалась также политическая ситуация
в этой стране.
29 сентября – 1 октября 2000 г. в Москве была третья встреча в цикле,
организованном Международным центром стратегических и политических исследований
(Москва) при содействии Отдела информации и прессы НАТО. Проблемы и перспективы
развития и реформирования российских вооруженных сил были детально рассмотрены
на семинаре, проведенном здесь же. Цель подобных семинаров – обменяться
опытом военной реформы и оборонного планирования в условиях демократии.
На последнем семинаре обсуждались также перспективы сотрудничества между
НАТО и Россией и роль средств массовой информации в установлении демократического
контроля над вооруженными силами.
27 ноября 2000 г. в штаб-квартире НАТО состоялось второе заседание Комитета
по научно-техническому сотрудничеству между НАТО и Россией (КНТС). Комитет
принял к рассмотрению доклады своих научных консультативных комиссий,
представивших тезисы по тематике сотрудничества в области физики плазмы,
биотехнологии растений, прогнозирования и предотвращения катастроф. Именно
эти научные дисциплины выбраны в качестве основных направлений совместной
деятельности. Кроме того, Комитет согласовал все процедуры и механизмы
сотрудничества, рассчитанные как на ближайшую, так и на долгосрочную перспективу.
Тем самым он дал «добро» на старт программы научно-технического сотрудничества
между НАТО и Россией. Лучше бы назвать все это «Наука ради НАТО».
22 ноября 2000 г. В Москве прошел специализированный научный семинар НАТО
на тему «От реструктуризации к обновлению: задачи промышленной и инновационной
политики в условиях экономики переходного типа». Перед участниками семинара
стояла задача стимулировать обмен идеями о технологических инновациях
и внести рекомендации о том, как лучше всего обеспечить в условиях переходной
экономики промышленную модернизацию и рост конкурентоспособности.
Содиректорами семинара были представители Центра научных исследований
и статистики (Москва) и Совета по исследованиям в области общественных
наук (Нью-Йорк). Проблему обсуждали более 30 экспертов из 12 стран. Их
выводы будут опубликованы в книге, которая в ближайшие недели выйдет в
«Научной серии» НАТО.
10 января 2001 г. Владивостокский государственный университет экономики
и сервиса выиграл научный грант НАТО для развития компьютерной сети в
Приморском крае. Этот проект создаст региональную сетевую инфраструктуру,
связующую образовательные и научные центры Владивостока, Находки, Уссурийска
и Артема. Планируется также обеспечить связи с университетом Калифорнии,
с помощи которого начинается проект, посредством закупки наземной станции
спутниковой связи. Думаю, не надо объяснять, что скоростной «свободный
поток» информации нужен и в военных целях. Обратите внимание на то, чей
грант получил университет из России.
20 февраля 2001 г. открыт новый информационный офис НАТО в Москве. Офис
расположен в центре Москвы и открыт для работы в течение всей рабочей
недели. Некогда враждебный военный блок теперь обосновался в центре столицы
России.
28 февраля -2 марта 2001 г. В Москве прошло два семинара, ко-спонсором
которых была НАТО под общей темой военной реформы. Название первого семинара
«Европейские тенденции в оборонном реформировании». Он проведен Международным
институтом стратегических исследований (Лондон) и Российским Открытым
Фондом.
16-22 апреля 2001 г. в Санкт-Петербургском университете, Россия проведена
конференция по теме «Изменения окружающей среды и их воздействие на международную
безопасность». Рассматривались: глобальный рост температуры, наводнения,
загрязнение воздуха, отравление вод, а также связанные с безопасностью
вопросы, такие как противопехотные мина и загрязнение ядерными и химическими
отходами. Вопросы изучались в свете их социальных и политических последствий,
долгосрочного влияния на международную безопасность. Вдобавок, обсуждались
также вопросы безопасности, связанные с НАТО и отношениями НАТО-Россия.
13 сентября 2001 г. Страны-члены НАТО и Россия выразили свой гнев и возмущение
по поводу атак террористов на Нью-Йорк и Вашингтон в ходе встречи ПС НАТО-Россия,
виновными за которые назначены исламские экстремисты.
3 октября 2001 г. президент Путин встретился с лордом Робертсоном в Брюсселе.
Исторический визит с момента аналогичного приезда Ельцина в штаб-квартиру
НАТО в 1997 году. В ноябре генсек НАТО съездил в Россию, посетил Москву
и Волгоград, где побывал в школах, академических институтах, встретился
с местными бюрократами. Это ознаменовало новый этап отношений России и
НАТО.
6-7 декабря 2001 г. прошла встреча министров иностранных дел стран НАТО
с участием России. Один из главных выводов прошедшей встречи звучал так:
«Сегодня мы обязуемся выковать новые отношения между Союзниками по НАТО
и Россией… Мы решили придать стимул и содержание нашему партнерству с
целью создания нового совета, объединяющего страны-члены НАТО и Россию,
чтобы идентифицировать и следовать возможностям единых действий как единая
двадцатка». Разумеется, для России в ее сложном положении лучше войти
в «двадцатку» членов НАТО, чем оставаться в числе 26 «партнеров ради мира».
Но не обольщайтесь, Совет «Россия-НАТО» лишь новое название бывшего Постоянного
Совета Россия-НАТО и в члены НАТО Россию еще не пустили, то есть к принятию
решений по войне, миру и «расширению». Здесь существует пирамида, где
далеко наверху командование из США, ниже – все остальные, но по иерархии
капиталов и преданности идеям «Атлантизма», военно-финансовой колонизации
мира.
28 января 2002 г. Участники заседания ПС НАТО-Россия рассмотрели предпринятые
к настоящему времени НАТО и Россией совместные инициативы по борьбе с
терроризмом, включая обмен информацией, регулярные консультации и сотрудничество
в области гражданского чрезвычайного планирования. Заседание позволило
изучить другие способы сотрудничества в этой области. В рамках совместных
усилий 4 февраля в Оборонном колледже НАТО в Риме проводится конференция
НАТО и России о роли военных в борьбе с терроризмом.
4 февраля 2002 г. в Оборонном колледже НАТО в Риме (Италия) состоялась
конференция НАТО и России о роли военных в борьбе с терроризмом. Эта инициатива
собрала вместе руководителей и ученых из государств-членов НАТО и России
для изучения направлений сотрудничества в противодействии терроризму в
связи с терактами 11 сентября в США. Общий противник, «террорист» это
серьезно.
Основными докладчиками на продолжавшейся один день конференции были Генеральный
секретарь НАТО лорд Робертсон и министр обороны России С.Иванов. «Пожалуй,
впервые за 60 лет мы совершенно отчетливо видим общую угрозу, общего противника,
– заявил лорд Робертсон журналистам на пресс-конференции. – Усиление сотрудничества
между НАТО и Россией – центральная опора всемирной борьбы с терроризмом».
НАТО и США, таким образом, всерьез рассчитывают на военную силу путинской
Россию в деле сохранения мировой буржуазной цивилизации, пусть даже ее
придется принести в жертву мировому капиталу. Местная буржуазия, утонувшая
в долларовой реке, похоже, готова поддержать такой порыв европейского
и американского капиталов. Словно повторяется ситуация, когда Россия спасала
европейские земли от монголо-татарского ига. Успеют ли местные буржуа
удрать с этой территории, если «расширение НАТО» перейдет в горячую фазу
на востоке?
18 февраля – 1 марта 2002 г. проходит четвертая «Зимняя академия», посвященная
в этом году взаимоотношениям между Россией, НАТО и Европейским Союзом
(ЕС). Зимняя академия – это сочетание лекций и семинаров, участники которых
могут извлечь пользу из прямых контактов с ведущими экспертами по вопросам
безопасности и понять вырабатываемые в настоящее время различные подходы
к международной безопасности. Молодым аспирантам со всей России, а также
из стран Центральной и Восточной Европы дается возможность обменяться
идеями и мнениями с докладчиками высокого ранга. В этом году докладчики
приехали из российских научно-исследовательских институтов, НАТО и ЕС.
22 февраля 2002 г. в Санкт-Петербурге проведена международная конференция
«Стратегическое партнерство Россия-НАТО: не зачем, а когда?». Высокопоставленные
участники из стран НАТО и стран-партнеров, включая посла США в России
А.Вершбоу, вице-спикера Госдумы член союза правых сил И.Хакамаду выступили
на конференции, которая обратилась к состоянию отношений НАТО-Россия в
политической и военной областях и перспективам дальнейшего их развития.
Российские «долларовые политики» возможно и согласились бы на потерю Россией
экономического и политического суверенитета, на включение ее во все структуры
Европы и США в качестве «младшего брата», но согласятся ли с этим простые
граждане федерации, не обремененные евро-долларами?
20 марта 2002 г. в Москве подписан контракт между НАТО и Московским государственным
университетом экономики, статистики и информатики об открытии «Центра
информации, консультаций и обучения НАТО-Россия». Центр в Москве будет
заниматься социальной адаптацией бывших военнослужащих, распространяя
информацию по всей России по всем проблемам приобщения к гражданской жизни,
включая вопросы юридические, финансовые, жилищные. Информация будет доступна
через Интернет и через сеть специальных консультантов по социальной адаптации.
НАТО финансирует проект.
22-24 апреля 2002 г. В Москве прошел семинар НАТО-Россия по теме «Нерешенные
проблемы остающиеся при разукомплектовании ядерных подводных лодок». На
семинаре присутствовал замминистра атомной энергии РФ В.Лебедев и другие
высокопоставленные чиновники.
27 мая 2002 г. в Москве начала работать Военная миссия связи НАТО, которую
открыл адмирал Г.Вентурони, председатель высшего военного органа НАТО
– Военного комитета. В церемонии открытия приняли участие также начальник
Генштаба Вооруженных сил РФ генерал А.Квашнин и заместитель руководителя
миссии принимающего посольства Бельгии, советник Ф.Кумпс. Созданное представительство
будет обеспечивать реализацию военного сотрудничества, и служить главным
связующим звеном между штаб-квартирой НАТО и Министерством обороны России.
28 мая 2002 г. На авиабазе Пратика ди Маре под Римом главы государств
и правительств стран-членов НАТО и Российской Федерации «дали старт новой
эре в сотрудничестве Россия-НАТО». Они подписали Римскую декларацию «Отношения
Россия-НАТО: новое качество», официально учредив Совет Россия-НАТО. Этот
новый орган, как сказано, «будет служить основной структурой и местом
приложения усилий для поступательного развития отношений между Россией
и НАТО».
Принимая в Брюсселе поздравления по случае получения получленства в НАТО,
министр иностранных дел России И.Иванов тем не менее по инерции сказал,
что главным институтом международной безопасности должна оставаться ООН.
Окружающие опустили глаза, поскольку был упомянут покойник…
Тут можно согласиться с американскими политиканами, которые давно и громко
утверждают, что ООН – толпа разноцветного народа – совершенно не способна
принимать адекватные решения, отвечать на вызовы.
По поводу НАТО в Штатах имеются два мнения: одни считают, что альянс должен
заменить собой ООН, только без права вето со стороны России, совсем без
Китая и остального более мелкого человечества. Этой позиции придерживаются
так называемые «голуби» во главе с госсекретарем К.Пауэлом. Другая мощная
партия с министром обороны Д.Рамсфельдом и вице-президентом Д.Чейни наверху
считает, что и НАТО – в условиях роста европейского самосознания, активного
создания континентальных Сил быстрого реагирования, а тем более российского
присутствия – не сможет оставаться «машиной по выработке консенсуса» и,
соответственно, потеряет способность принимать решения. Отсюда вывод:
заботу о мировом порядке должны взять на себя США, а то всем конец. Если
вспомнить, что военный бюджет Америки превышает затраты на оборону России,
Китая, Японии и всей Западной Европы вместе взятых, то задача представляется
посильной .
Совет Россия-НАТО будет принимать решения на основе консенсуса, все стороны
будут работать как «равные партнеры». В Римской декларации говорится,
что Совет Россия-НАТО «будет работать на базе постоянного политического
диалога по вопросам безопасности между его членами для того, чтобы надлежащим
образом выявлять возникающие проблемы на ранней стадии, определять оптимальные
общие подходы и осуществлять совместные действия». Натовские шикарные
благоглупости «на регулярной основе» только усыпят внимание главного потенциального
объекта «расширения» - России. Если бы не общий враг – абстрактный международный
терроризм, то создание нового органа НАТО вообще не имеет смысла. В настоящую
секретную военную кухню Россию не допустят.
НОВЫЙ ВЕК НАТО
Война в Югославии стала поворотным пунктом истории НАТО, как нового инструмента
мирового капитала в борьбе за передел мира. В разгар бомбежек Сербии и
Косово в Вашингтоне состоялся юбилейный саммит НАТО, посвященный 50-летию
альянса. Здесь главы государств и правительств подтвердили их «решимость
положить конец репрессиям против местного населения режима Милошевича
в провинции Косово». Косово стало лишь поводом внедрения в массовое сознание
новых правил мирового порядка. Примерно таких:
Заявление Саммита по Косово вновь подтвердило, что НАТО будет усиливать
воздушные операции против «югославской военной машины пока президент Милошевич
не выполнит законные требования международной общественности» . Вдобавок,
25 апреля руководство стран НАТО встретилось с представителями соседних
с Югославией стран (Албании, Болгарии, бывшей югославской республики Македония,
Румынии, Словении, Боснии и Герцеговины, Хорватии). Они обсудили «кризис
в Косово», его влияние на регион и долгосрочную стратегию будущей безопасности,
процветания и стабильности.
Получился великолепный способ придать агрессии стран НАТО законный характер
на международном уровне. Так возникла Южно-Европейская Инициатива НАТО
(South East Europe Initiative (SEEI)), которая была направлена на далеко
идущее сотрудничество с НАТО в регионе с тем, чтобы вывести его на новый
уровень при особом внимании в регионе на Боснию и Герцеговину, Хорватию
и «включая, когда обстоятельства позволят, федеративную республику Югославию»
. То есть «операция» в Югославии еще не закончена, а ее соседи вместе
с верхушкой НАТО уже все за нее решили.
Уже в мае 1999 г. Европейский Союз предложил Пакт Стабильности (Stability
Pact), который был принят 10 июня на международной конференции в Кельне
и принят на вооружение ОБСЕ. Пакт был «направлен на то, чтобы внести вклад
в сохраняемый мир, стабильность и процветание в Юго-Восточной Европе через
согласованные и скоординированные действия» . «Согласованные действия»
предпринимали многие страны НАТО, желая показать свою лояльность НАТО
и его «операции» на юге Европы.
Даже страны не входящие в программу «Партнерство ради мира» могут получать
помощь в рамках целевых программ сотрудничества по безопасности с НАТО.
Хорватия, например, была получателем средств до того как вступила в ПрМ
в мае 2000 года. А Босния и в настоящий момент является получателем средств
по программе сотрудничества по безопасности, начатой еще в 1997 г. НАТО
основало даже трастовый фонд ПрМ, нацеленный на уничтожение противопехотных
мин в Албании. Был бы «фонд», а потратить сумеют. НАТО ищет новые пути
совместной работы с другими международными организациями в рамках Пакта
Стабильности.
Сотрудничество с НАТО по оборонной реформе заставляет страны региона сталкиваться
с практическими финансовыми и социальными задачами осуществления реформаторских
инициатив. НАТО предоставляет советников и экспертов для помощи в выработке
программ совместно с Мировым Банком и другими «донорами», чтобы способствовать
«высвобождению» военного персонала в Болгарии, Хорватии и Румынии для
перехода их к гражданской занятости и карьере. Иначе говоря, армию в Европе
можно держать только странам НАТО, остальным – по разрешению Альянса.
Концепция «расширения НАТО» также предусматривает закрытие военных баз
и их конверсию на гражданские цели. Работа началась с Румынии, продолжилась
в Болгарии, Хорватии, в Украине. Среди «доноров», проявивших интерес были
Мировой банк, Совет Европейского банка развития, Европейский банк реконструкции
и развития. В каждом случае НАТО помогало поддерживать интерес доноров
к предложениям стран-заемщиков средств через информирование, помощь своих
советников и экспертов. Так «большая война в Югославии» накормила немалое
число высшей европейской бюрократии, обеспечила еще большую финансовую
и политическую зависимость «соседей» Югославии от интересов НАТО, от интересов
мирового капитализма. Глава НАТО Робертсон объяснил это так: «Региону
должна быть предложена перспектива возвращения в основное движение Европы,
поскольку очевидные уроки прошедших 50 лет состоят в том, что интеграция
порождает доверие, стабильность и процветание». Фактически работала совсем
другая схема: Укрупнение капиталистического блока – обострение противоречий
с конкурентами – война – разрушение экономики – кредиты на восстановление
– рост новых блоков и союзов капиталистов. За которыми маячат новые конфликты
и войны…
Альянс опять продал своим членам, партнерам и «сочувствующим» потенциальную
Войну как товар. Войну с теми, кто «нападает» на страны – члены НАТО,
угрожает им или просто «не нравится» по политическим или идеологическим
пристрастиям. Война продана, пожалуйте употребить!
Отныне вступление в НАТО или вхождение в его программы в новейшей истории
означает фактическое завоевание страны (территории) капиталом, содержащим
НАТО, если вспомнить о статье 5 Вашингтонского Договора 1949 г. о создании
Альянса. Завоевание «мягкое» и «почти добровольное». НАТО – это в основном
США, США – это «евро-доллар». Кто перечит доллару и его монополии на мировую
торговлю и мировое хозяйство, тот против США, НАТО и «Союзников». Тот
(после 11 сентября 2001 года) международный террорист. Такова логика выживания
загнанного в угол зверя. Он готов жестоко сражаться за выживание. А мощь
доллара и США, как мы теперь знаем, во многом завышенная, дутая, липовая.
Единственное ее материальное обеспечение на сегодня – это войска и вооружения
Альянса, его военные базы, его партнеры, его наблюдатели и сочувствующие.
Но до первого серьезного краха…
Взять Балканы целиком – это была амбициозная задача, но важная для продвижения
дальше. Однородность военная и политическая нужна Альянсу внутри своих
границ. Чтобы никто в тылу у «союзников» не вздумал испортить дело дальнейшего
передела мира по капиталу за счет территории России и остальной части
Евразии. Потому что рассчитывать на вечное могущество всемирной евро-долларовой
экономики не придется. Ее надо подпереть новыми материальными активами,
которые нужно отнять силой у ослабевшего конкурента.
Силы для этого имеются.
В конце 1980-х годов США имели около 1600 военных баз и объектов на территории
34 стран. На них постоянно располагались свыше 500 тысяч американских
военнослужащих .
Только в ФРГ располагается свыше 200 крупных американских баз и объектов.
Американские военные базы размещены и в других западноевропейских странах
– членах НАТО: в Великобритании – 19, в Италии – 10, в Турции – 7, в Испании
– 6, в Греции – 4 и т.д. Всего в Европе в военных формированиях, оснащенных
самой современной боевой техникой и вооружением, в том числе и ядерными
боеприпасами, находилось в конце 1980-х около 350 тысяч американских военнослужащих.
После 1990 года из Европы удалены ядерные ракеты и снаряды, а также намечалось
сократить численность военного контингента до 100 тысяч человек (к 1995
г.).
На конец 2000 г. в собственности Пентагона на территории США находились
активы стоимостью 919,5 млрд. долл., из них оборудование программное обеспечение
– 416,6 млрд., здания и сооружения – 502,9 млрд. долл., что составляет
16% всех материальных активов США в государственной собственности. Кроме
того, имеется еще собственность оборонного ведомства за рубежом стоимостью
в 426,8 млрд. долл. Общая сумма активов министерства обороны (сюда не
входят активы ФБР, АНБ, НАСА по бюджетам которых в том числе проходит
военная и полувоенная активность) составила к 2000 году 1,34 трлн.долл.
Причем 32,7% «постоянного военного капитала» (авиация, ракеты, корабли,
подлодки, транспортные средства, электроника и связи, а также здания и
сооружения) находится за рубежами Соединенных Штатов.
Вторая по мощи заморская военная группировка США размещена на Дальнем
Востоке и в бассейне Тихого океана вблизи границ нынешнего СНГ. Здесь
американские вооруженные силы используют около 350 военных баз и объектов,
в том числе 40 военных баз в Южной Корее, 32- в Японии, 11 – на Филиппинах
и т.д.
Расширилось военное присутствие в районе Ближнего и Среднего Востока и
Персидского залива. Здесь находится до 20 тысяч военнослужащих. Пентагон
использует военные базы и объекты, расположенные в Египте, Израиле, Кении,
Сомали, Омане, Саудовской Аравии, Бахрейне, на острове Диего-Гарсия.
Американское военное присутствие в Латинской Америке и зоне Карибского
бассейна составляет более 20 тысяч человек. США располагают военной базой
Гуантанамо на Кубе (она же тюрьма для афганских талибов), а также сетью
военных баз и объектов в Панаме, Пуэрто-Рико, Гондурасе, на Бермудских
островах .
Свою систему военных баз за рубежом до недавних пор имели бывшие империи:
Великобритания (Гибралтар, Кипр, Фолклендские острова и др.) и Франция
(Джибути, Кот-д’Ивуар, Центральноафриканская республика, Габон, Сенегал)
.
Американские военные базы и объекты размещены также в Австралии, Канаде,
на островах Атлантического океана. В последнее время добавились военные
базы в Боснии, Югославии (Косово), Македонии. Военные объекты и присутствие
натовских войск «спонтанно» возникли в Афганистане, Узбекистане, Таджикистане
(в ходе операции «Анаконда» 2002 года) в Грузии. Командующие войсками
НАТО в Европе и США – американцы, согласно рейтингу богатства страны в
иерархии Альянса.
Глобальное военное хозяйство империи США и ее союзников по долларовой
эксплуатации планеты не должно простаивать. Военную машину следует содержать
в рабочем состоянии, то есть готовую к войне в любую секунду. Для этого
нужны не только семинары, рабочие группы и конференции, но и бесконечные
военные учения. Естественно, исключительно «ради мира». Приведем некоторые
цифры по учениям НАТО и партнеров за последние три с половиной года.
1999 год – 6 учений. Они проводились в Норвегии, Германии, Румынии, Литве.
Участвовали как страны члены НАТО, так и партнеры. Тематика учений касалась
таких вопросов как: развертывание войск НАТО в кризисной ситуации для
обеспечения коллективной защиты своих членов; обнаружение и наблюдение
за источниками радиационной опасности или ядерных происшествий; миротворческие
операции и гуманитарная помощь. Напомним, перед Вами войска гуманизма
и человеколюбия.
Небольшое количество учений и их скромное географическое распространение
выдает главную тайну блока НАТО. Война в Югославии была запланирована
задолго до марта 1999 года. Практическая ее проработка – это учения «Боевой
Дракон» в феврале с участием 20 тысяч солдат из всех стран НАТО. Нет сообщений
о том, что какие-либо запланированные учения в этот год сорваны или были
отменены. А число военных учений в следующий год выросло почти в три раза.
2000 год – 17 учений. География расширилась. Кроме традиционной Норвегии
добавились: Ионическое море, Косово, Венгрия, Франция (хотя Франция не
является членом интегрированных военных структур НАТО, она принимает участие
в военных учениях наравне с другими членами НАТО), Южная Атлантика, Италия,
Греция, Турция, Исландия, Дания, Норвегия, Германия, Нидерланды, Босния
и Герцеговина и даже Швейцария (впервые).
Более занятной становится и направленность учений: отработка совместных
действий наземных, военно-воздушных и военно-морских сил в суровых зимних
условиях; поддержание мира от имени ООН; взаимодействие и координация
многонациональных сил при проведении противолодочных боевых операций;
поддержка и обеспечение совместных действий ВВС и сил быстрого реагирования;
пограничный конфликт между двумя государствами не входящими в НАТО; спасение
на море и прием на берегу большого количества раненых в морских катастрофах;
испытание тактических средств противоракетной обороны при проведении воздушных
операций; учения подводных лодок для выработки единых процедур безопасности
стран НАТО и их партнеров; спасение подводных лодок; операция по подавлению
мятежа; операция по принуждению к миру; отработка штабных процедур и совместимости
многонациональных войск. Заметим, что речь по-прежнему идет о «безопасности»,
«миротворчестве», «стабильности».
2001 год – 17 учений. Что нового с географией: Карибское море, Канада,
Великобритания, Греция, Албания, Польша, Балтийское море, Болгария, Австрия
и др.
Новое в содержательной части: противолодочные военные учения; гуманитарная
помощь после тропических штормов и ураганов; оперативное взаимодействие
членов НАТО, партнеров и участников «диалога»; процедуры спасения с подлодок,
терпящих бедствие; практика обслуживания и обращения с истребительной
авиацией; приближенные к боевым наземные и воздушные учения; боевые действия
под водой; поиск, спасение и операции задержания судов на море; подавление
ПВО противника и электронная война. В этом же году состоялось, наконец,
практическое применение навыков в ходе развертывания войск НАТО в ходе
операции против Афганистана. Афганистан, конечно, ни при чем. Но так уж
повелось в НАТО (или ООН), что кто-то должен быть назначен виновным за
нападение на Нью-Йорк. Пусть это будет Афганистан под властью талибов.
В результате грань между учениями и собственно войной у членов Альянса
и партнеров становится едва уловимой. Кстати, уже с весны 2001 г. США
ведут активную пропагандистскую кампанию по запуску программы Национальной
противоракетной обороны (НПРО). Теракт в Нью-Йорке и Вашингтоне убедил
сомневающихся, что десятки миллиардов долларов буквально на воздух необходимо
потратить как можно скорее. Вопрос, безусловно, согласован с командованием
НАТО. Война с талибами (2001-2002 гг.) в Афганистане обошлась для США
в 10,8 млрд. долл. за 9 месяцев.
2002 год – 14 учений только за шесть месяцев. Куда и к чему готовится
такая армада войск? В мире не найти столько террористов. Где на этот раз
проходили учения: Ионическое море, Норвегия, Польша, Нидерланды, Швеция,
США, Дания, Германия, Грузия, Румыния, Исландия.
Чему посвящены военные «упражнения»: борьба с подводным и надводным флотом,
береговая охрана; ведение одновременных операций на земле, на море и с
воздуха; оперативное взаимодействие многонациональных войск и гражданских
служб разных стран; логистика ВВС, включая тренировку наземного персонала,
дозаправка, безопасность оружия боевой авиации; мобильный командный пункт
в военных и гуманитарных операциях; отработка единства командования, управления
и связи в ходе реагирования на кризис; коллективная оборона; стратегии
связи и поисково-спасательные процедуры, реагируя в условиях извержение
вулкана.
Любопытны даже названия военных учений: «акула», «быстрый ответ», «пылающая
земля», «связанные моря», «подвижная структура», «ловкий охотник», «единый
дух», «решимость сотрудничества», «устранение дискомфорта», «дисциплинированный
воин».
«Дисциплинированные воины на пылающей земле» – это, конечно, романтично.
Но нынешняя мировая война стала гораздо менее романтичной, чем две предыдущие.
Первая мировая война отличалась использованием большого количества сухопутных
войск, скромным использованием танков и самолетов. Да и флот был не такой
эффективный как сейчас, скорее, громоздкий и неповоротливый, как надводный,
так и подводный. Самое результативное оружие первой войны по поражающей
силе был отравляющий газ, артиллерия и пулеметы. Вторая мировая война
обогатилась новыми научно-техническими достижениями. Авиация стала внушительной
силой: штурмовая, истребительная, бомбардировочная авиация, а под конец
еще и морская. К авиации добавились воздушно-десантные войска. Подводный
и надводный флот стал более подвижным и маневренным. Сухопутные части
еще остаются важным составным элементом территориальных завоеваний, но
их самостоятельная ценность падает. Все более возрастает значение информационной
разведки, психологической обработки противника и его населения. Жирная
точка в конце второй войны поставлена двумя ядерными взрывами в Японии.
Но точка быстро превратилась в запятую…
Часть
7
|
|
Брадбури А. Кольцо
Революции. Санкт-Петербург: Остров льда, 2002, 240 с.
Отпечатано в типографии газеты «На страже
Родины».
Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 10.
Первая часть книги представляет программу информационных
действий для тех, кто относит себя к левым радикалам разного рода,
сторонникам рабочего и коммунистического движения с поправкой на
то, что мы живем в ХХI веке. Вторая часть - пример использования
принципов Кольца Революции. Пример пристального анализа мировой
экономики через слабость доллара и мировой экономики, построенной
на его основе.
Часть 7
Автор предоставил свой материал для нашего сайта
в свободное пользование. Критические замечание
и пожелания можно прислать на почтовый адрес в Санкт-Петербурге:
190000, а/я 280, Чернышеву В.М. или в Брянске: 241013, ул.Клинцовская,
25, Жмуркиной Л.А.![](../clip_indx/icy_land.gif)
Адреса: |
|