Расходы,
дефицит, долги
После
сказанного есть необходимость
привести суммарные данные по
государственным бюджетам всех
регионов планеты. Вот, к примеру,
общий бюджет Западного полушария для
23 стран Центральной и Южной Америки.
По цифрам заметно, что нет полных
данных по 1998 году, а также по ряду
бюджетов отсутствует постатейная
расшифровка. Тем не менее, итоговые
цифры расходов, доходов, дефицита
бюджета и суммарного
государственного долга в целом
соответствуют действительности по
объемам и пропорциям.
Внушительная
цифра общего государственного долга
стран Латинской Америки за 1998 год
объясняется, тем, что по этому году
были более или менее полные данные,
опубликованы в российской печати.
Вдобавок переход между 1997-1998 годами
был, как мы уже видели, для всего
мирового хозяйства довольно трудным.
Проиграли практически все, кроме США.
Потому что в ход был пущен изощренный,
хитроумный механизм государственных
финансов.
Для
того чтобы яснее представить себе
масштаб мировых государственных
финансов построим итоговую таблицу
мирового бюджета за последние годы,
пересчитанных в самой «твердой» из
валют, долларах США.
Исследуя
эту таблицу, можно заключить, что за
все эти годы наблюдается устойчивый
мировой бюджетный дефицит. Расходы
всегда превышают доходы. Всемирный
государственный долг, выраженный в
самой ловкой валюте, неуклонно
растет. По остальным позициям можно
сделать более или менее разумные
суждения, но с учетом того, что по
многим странам нет полной
расшифровки расходных статей, в
особенности по оборонным расходам,
на охрану порядка и безопасность, а
также общие расходы на содержание
государственного аппарата, так мило
объединенные с «государственными
услугами» в одну позицию.
Оставим
в покое расшифровку расходных статей
бюджета и покажем важнейшие из цифр
по всем регионам: доходы, расходы,
дефицит/профицит и долг. Тогда
появится полная ясность, кто больше
всего должен и кто больше всего
увеличивает бюджетный дефицит
мировых государственных финансов.
Итак, сначала, кто больше всех
расходует из
своего бюджета.
Наконец-то
проявились главные растратчики
мировых государственных финансов.
Глядите, кто больше всех тратит.
Конечно же, США со своим
дополнительным «штатом» Канадой,
Западная Европа и Япония с
Австралией и Новой Зеландией. Все
вместе эти господа расходуют более 80%
мирового государственного бюджета.
Кстати сказать, Южная Африка,
формально отнесенная в африканский
регион, тратит свыше 45%
всеафриканского бюджета! И по своему промышленному
и технологическому уровню вполне
может быть отнесена к развитым
странам, если бы не большинство
черного населения, живущего ниже
черты, «средней» для развитых стран (не
говоря о том, что ее ВВП составляет 30%
от общеафриканского). Возникает
законный вопрос, у кого тогда в
результате складывается
самый большой «перерасход»
государственных финансов, то есть
государственный дефицит? Смотрите.
С
перерасходом больше всех «проказничает»
Западная Европа, а также Япония после
начала проблем с азиатским кризисом.
К сожалению, данных по 1994-1996 годам для
Японского бюджета, только оценки,
опубликованные в региональном
обзоре Европы за 2000 год. Но даже и без
этих цифр ясно, что после 1997 года
значительно улучшился бюджет США. Он
ощутил себя «профицитным» в весьма
значительной степени. У остальных
стран дела только ухудшились. Вот
такие мы получили расходы.
С
большой долей вероятности можно
утверждать, что нарастание мощного
бюджетного дефицита мировых
государственных финансов
образовалось за счет дефицита
бюджета США в 1995-1997 годах. Вот главная
причина кризиса финансов в Азии,
Японии, Европе, Латинской Америке и
России. Возник бездонный ПРОВАЛ в
мировых государственных финансах. И
мировых финансах вообще.
Расплачиваются за мировой кризис те
народы, кто больше создает
стоимостей в материальном
производстве. Любопытно другое. В
следующем, 1997 году, США показывают
гораздо меньший дефицит. К этому
моменту долги федерального бюджета
США в виде «ценных бумаг» уже
докатились до рынков Азии и Европы. А
в следующем году, кризисном для Юго-Восточной
Азии и остального развивающегося
мира, в бюджете США появился профицит.
Вот оно, экономического чудо
американского подхода к финансам.
Превратить собственный кризис
валюты в мировой. Самое
время перейти к долгам, накопившимся
у стран мира к последнему времени.
Обратите
внимание, что порядок цифры
государственного долга общемирового
бюджета почти совпадает с расчетным
значением непокрытых
затрат мирового хозяйства на
инфраструктуру и нематериальное
производство за вычетом неучтенного
труда в материальном производстве (около
половины суммы). То есть следы «непокрытых
затрат» мы так или иначе обнаружили.
И вина за них, как и полагается, почти
целиком ложится на развитые страны.
Их хозяйства насквозь пропитались
паразитизмом, выросшим из монополий,
принявших наиболее удобную для
грабежа мирового богатства,
финансовые монополии.
Как
и следовало ожидать, большая доля
мировых государственных долгов
пришлась на промышленно развитые
страны. В среднем около 85% в каждом
году. Такова плата развивающихся
стран за процветание в долг
промышленно развитых народов. Ведь
чем-то надо покрывать недостаток
средств прироста
материального продукта. А он, как
мы помним, возникает из-за
неправильной, неуравновешенной
структуры национальных хозяйств
между материальным
производством и нематериальными
секторами экономики.
Но
вы не огорчайтесь. Долги промышленно
развитых стран это тоже «деньги»,
векселя, или «бесценные
государственные бумаги», становятся
«прекрасным» расчетным средством в
отношениях со странами
развивающегося мира. И не только с
ними. Ведь кто ж будет сомневаться,
что бюджет солидной страны когда-нибудь
вернет все эти деньги?
Государственные обязательства США,
Англии, Франции, Германии и других
обращаются по всему миру. Но нет
никакой гарантии, что развивающийся
мир даже в принципе рассчитается по
этим чужим долгам. У бедных стран
не хватит такого количества Труда,
чтобы покрыть постоянно растущие
аппетиты «развитых» соседей по
планете. Нельзя забывать, что «развитые»
всегда общаются с «неразвитыми» не
на равных. Зависимость вторых от
первых настойчиво усиливается и
представляет собой целый набор
средств, от технологической
зависимости (отсталая техника и
оборудование) и информационно-финансовой
зависимости (кредиты, «помощь», «консультации»
специалистов МВФ, господство
зарубежных СМИ в чужом эфире и печати)
до продовольственной и военной «помощи»,
за которую тоже нужно рассчитываться
в «твердой» валюте. В конечном счете,
за долги «богатых стран» платят те
страны, чья доля в создаваемом
мировом продукте материального
производства больше. При этом «вынужденные
плательщики» остаются наедине со
своими долгами. А как удержать
разгорающуюся порой
до крайности войну классов без
армии и вооружений? Помощь
приходит из военного бюджета.